В Российской Федерации людям, имеющим статус «инвалид», государством гарантируются меры социальной поддержки, а также экономические и правовые меры, направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Одной из важных гарантий прав инвалидов является установленная государством гарантия в сфере занятости инвалидов, поскольку люди с нарушением здоровья и функций организма не всегда могут получить желаемую работу. Их трудоустройство связано с состоянием здоровья и рекомендациями к условиям труда, указанными в индивидуальной программе реабилитации инвалида.
Действующим законодательством, в частности Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» закреплены гарантии государства в сфере занятости инвалидов, которыми обязанности в данной сфере возлагаются как на работодателя, так и на должностных лиц органов занятости.
Работодателями, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в установленном законом размере. Это означает, что крупные работодатели обязаны создать и заквотировать рабочее место для трудоустройства инвалида. Отчеты о создании рабочих мест направляются работодателями в органы занятости, которые, при желании инвалида заняться трудовой деятельностью, выдают последнему направление для трудоустройства на предприятие, создавшее такую квоту.
Вместе с тем, сотрудник органа занятости обязан подобрать инвалиду подходящую по состоянию здоровья работу, с учетом рекомендаций, отраженных в индивидуальной программе реабилитации инвалида.
Необходимо отметить, что в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой.
Таким образом, изменения, внесенные законодателем, повысят ответственность работодателей и обяжут их не только создавать квоту и отчитываться об этом в органы занятости, но и реально исполнять ее.
Неисполнение работодателем установленной обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов либо необоснованный отказ в принятии инвалида на работу является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.