search Поиск по сайту

Природоохранная прокуратура разъясняет

     На территории Российской Федерации массово реализуется реформа в сфере обращения с отходами, согласно которой предполагается, что все регионы с 01.01.2019  будут обслуживаться региональными операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
В соответствии Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления, которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Городской округ Красноярск входит в две технологических зоны: Красноярская правобережная и Красноярская левобережная технологические зоны.
По Красноярской правобережной технологической зоне победителем признано ООО «РостТех», Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края с ООО «РостТех» заключено 06.08.2018 соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
В Красноярской левобережной технологической зоне по результатам конкурсного отбора Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края с ООО «Красноярская рециклинговая компания» соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключено 10.08.2018.
Согласно ч.4 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Таким образом, жители города Красноярска во исполнение требований законодательства обязаны заключить договоры с региональными операторами либо самостоятельно, либо через организацию, осуществляющую управление многоквартирным жилым домом.   
 
В связи с многочисленными нарушениями законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, захламлением территорий общего пользования актуальным является вопрос размещения отходов.   
         Анализ данных государственной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) свидетельствует, что постоянно происходит увеличение количества образованных отходов.
         На основании ст.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов иных изделий и продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. 
        В свою очередь в соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
        Таким образом, собственник отходов (организация, частное лицо) вправе передавать отходы только организациям имеющим лицензию на размещение отходов.
В случае передачи отходов нелицензированной организации собственником отходов, собственник отходов подлежит привлечению к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, где мерой наказания является штраф на физическое лицо до 2.000 рублей, на индивидуального предпринимателя  до 50.000 рублей, на юридическое лицо до 250.000 рублей.
        При выявлении нарушений законодательства граждане могут обратиться в полицию для привлечения лиц к административной ответственности, при необходимости с заявлением о нарушениях законодательства также могут обратиться в природоохранную прокуратуру, расположенную по адресу: ул.Весны, 9, г.Красноярск.
 
        В ходе осуществления надзорной деятельности Красноярской природоохранной прокуратурой выявляются факты неосуществления расчётов платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.  В этой связи  в целях недопущения нарушений в указанной сфере  информируем об изменениях законодательства, касающегося сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
          С 01.01.2016 вступили в силу положения статьи 16.4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), в соответствии с которыми отчетным периодом в отношении внесения платы признается календарный год. Пункт 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ устанавливает сроки внесения платы: не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом, а для лиц, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, вводится обязанность по внесению квартальных авансовых платежей (кроме четвертого квартала) в срок, не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.
          Минприроды России в этой связи подготовлено письмо с разъяснениями от 15.03.2016 № 06-09-44/5872. Так, Федеральными законами от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 29.12.2015 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесшими изменения в Закон N 7-ФЗ, не предусмотрено распространение их норм, направленных на регулирование отношений в области исчисления и взимания платы, на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данных федеральных законов. Следовательно, нормы, регулирующие отношения в области исчисления и взимания платы, вступившие в силу с 01.01.2016, к правоотношениям, возникшим до 01.01.2016, не применяются.
      Таким образом, на правоотношения, связанные с исчислением и взиманием платы за отчетный период - 2015 год, не применяются нормы законодательства, вступившие в силу с 01.01.2016, в том числе, в части уплаты пеней за несвоевременное или неполное внесение платы.  
        Начиная с отчетного периода - 2016 год, в части сроков внесения платы следует руководствоваться нормами Закона N 7-ФЗ, а не приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду".
        Согласно пункту 5 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате (далее - декларация).
         В настоящее время Минприроды России разрабатывается проект приказа Минприроды России "Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы" (срок - III квартал 2016 г.). До конца текущего года планируется завершить работу по утверждению указанного приказа и его государственной регистрации в Минюсте России.
        С учетом изложенного, при подаче декларации за 2016 год (и, соответственно, в последующие отчетные периоды) необходимо будет руководствоваться указанным приказом.
         В отношении вопроса о правомерности начисления в 2016 году пеней за неполное или несвоевременное внесение платы отмечаем, что такая возможность законодательно установлена. В соответствии с пунктом 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 данной статьи (то есть в 2016 году в отношении авансовых платежей начиная с 21-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в 2017 году в отношении ежегодно вносимой платы - начиная со 2-го марта года, следующего за отчетным).
        В рамках указанных изменений Росприроднадзором России осуществляющим функции администратора платежей подготовлено Письмо от 11.04.2016 N АС-06-01-36/6155 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".
     Росприроднадзором указанным письмом разъяснен порядок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
       В частности, сообщается следующее:
- субъекты малого и среднего предпринимательства исчисляют и вносят плату за 2016 год в срок до 1 марта 2017 года;
- при внесении плательщиками, не являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, ежеквартальных авансовых платежей необходимо обращать внимание, что одна четвертая часть суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду от уплаченной за предыдущий год должна уплачиваться по определенным КБК, а при определении их размера учитываются суммы платы фактически уплаченные (а не начисленные) за I - IV квартал 2015 г.;
- по итогам года суммы переплат подлежат зачету в счет будущих платежей или возврату по заявлению плательщика;
- по итогам отчетного года в срок до 1 марта все плательщики исчисляют плату за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном Федеральным законом "Об охране окружающей среды";
- в течение 2016 года ежеквартальные авансовые платежи вносятся без подачи какой-либо отчетности, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду плательщики должны будут представить в срок до 10 марта 2017 года;
- при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативного воздействия окружающую среду, плата за негативное воздействие не взимается;
- до принятия Постановления Правительства РФ о порядке подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит исчислению и внесению в соответствии с действующим законодательством вне зависимости от включения объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов;
- до дня утверждения единого тарифа регионального оператора по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти субъекта РФ и оператора плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, в том числе ТКО, должны исчислять и уплачивать юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались данные отходы.    
          Нарушение сроков платы за негативное воздействие на окружающую среду образует состав административного правонарушения по ст. 8.41 КоАП РФ, согласно которому максимальный штраф на юридическое лицо составляет 100.000 рублей.
 
     Красноярской природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю, во взаимодействии с рабочей группой по выявлению несанкционированных свалок, организованной департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска проведена проверка.
          Установлено, что земельные участки по улице Острожной города Красноярска (на въезде в город) засыпаны значительным количеством отходов. Указанную несанкционированную свалку образовали ряд собственников земельных участков, которые принимали отходы для отсыпки земельных участков, в том числе за денежное вознаграждение.
        В настоящее время к трём собственникам земельных участков приняты меры судебного понуждения об обязании убрать отходы с земельных участков и передать их для захоронения на полигоны отходов.
      По поручению природоохранной прокуратуры Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю произведён расчёт размера вреда, причинённого почвам, который составил: 15 210 000 рублей, 35 786 400 рублей и 49 213 520 рублей соответственно. Всего размер вреда составил около 100 миллионов рублей.
         Также исковые заявление об обязании собственника земельного участка убрать отходы предъявлены и к собственнику земельного участка, который на территории СНТ «Сад №1» Кировского района г.Красноярска организовал приём отходов, в том числе образовавшихся от демонтажа зданий в районе Южного берега (бывшая промышленная зона ООО «Судостроительный завод им.Г.Т.Побежимова»). В свою очередь Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю рассчитан вред, который составил около 7 миллионов рублей.
        Аналогичные исковые заявления направлены к арендаторам и собственнику земельных участков, на которых размещены отходы, образовавшиеся от демонтажа корпуса политехнического института ФГАОУ ВО «СФУ». Общий размер вреда составил около 51 миллиона рублей. 
         В случае выявления аналогичных фактов природоохранной прокуратурой работа в данном направлении будет продолжена.
  

Природоохранный прокурор
старший советник юстиции    
Р.Н. Ткаченко


Телефон для справок:
Сухарев Максим Викторович, 299-15-49


Дата публикации (изменения): 06.07.2018 (06.07.2018)
Просмотров за год (всего): 77 (77)