search Поиск по сайту

Природоохранная прокуратура разъясняет

 

В Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон) и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, обязывающие власти раскрывать информацию о состоянии окружающей среды.

Федеральным законом регулируются отношения, касающиеся предоставления гражданам и организациям информации о состоянии окружающей среды.

В соответствии с Федеральным законом информацией о состоянии окружающей среды (экологической информацией) признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления об окружающей среде, в том числе о ретроспективном, текущем и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении, происходящих в ней процессах и явлениях, а также о воздействии на окружающую среду осуществляемой и планируемой хозяйственной и иной деятельности, о проводимых и планируемых мероприятиях в области охраны окружающей среды.

Устанавливается, что экологическая информация является общедоступной информацией, к которой не может быть ограничен доступ, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к государственной тайне.

Указанная информация предоставляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления гражданам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, общественным объединениям и некомерческим организациям, как правило на безвозмездной основе.

Согласно Федеральному закону федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, которые обладают экологической информацией, или уполномоченные ими организации размещают в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или с помощью государственных и муниципальных информационных систем экологическую информацию в форме открытых данных, содержащую в том числе сведения о состоянии окружающей среды, о радиационной обстановке, о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, об обращении с отходами производства и потребления, о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

______________________________________________________________________________________________________________

С 1 января 2021 года вступают в силу новые Правила ухода за лесами, которые утверждены Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 534.

Правила устанавливают порядок осуществления мероприятий по уходу за лесами во всех лесных районах РФ. Уход за лесами осуществляется с учетом требований законодательства в области охраны окружающей среды, а также лесным законодательством. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, уход за лесами проводится в соответствии с положением о соответствующей особо охраняемой природной территории.

Аналогичный Приказ Минприроды России от 22.11.2017 № 626 утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.07.2020 № 1132.

Настоящий приказ действует до 1 января 2027 года.

__________________________________________________________________________________________________

С 1 января 2021 г. Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 513 устанавливается порядок проведения государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов органами государственной власти и местного самоуправления.

Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства РФ, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта РФ.

Для проведения Экспертизы органы государственной власти и органы местного самоуправления образовывают экспертные комиссии. в состав которых должны входить два представителя общественных объединений и (или) некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды (экологии и природопользования).

Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или публичного сервитута для проведения Экспертизы подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов или внесенных в него изменений на бумажном носителе или в форме электронного документа, в том числе через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства РФ, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта РФ.

Срок действия положительного заключения Экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

__________________________________________________________________________________________________

С 1 января 2021 г. Приказом Минприроды России от 28.07.2020 № 496 вводятся в действие правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов

  Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных ресурсов из леса.

К недревесным лесным ресурсам относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, валежник, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов на основании договоров аренды лесных участков.

Заготовленные недревесные лесные ресурсы являются собственностью лесопользователя, которому лесной участок передан для использования лесов для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов.

В случае заключения с лесопользователем договора купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков для осуществления заготовки елей или деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами право собственности на такие заготовленные недревесные лесные ресурсы принадлежит лицам, с которыми заключены соответствующие договоры купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 г.

__________________________________________________________________________________________________

С 1 января 2021 г. Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 524 устанавливаются требования к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением.

Приводятся, в числе прочего, требования к проведению наблюдений:

для определения климатических, аэрологических, гидрологических, гелиогеофизических, агрометеорологических характеристик окружающей среды;

для определения уровня радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов и почв.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.

__________________________________________________________________________________________________

С 1 января 2021 г. устанавливается порядок заполнения и подачи лесной декларации, в том числе в электронной форме, указанное утверждено Приказом Минприроды России от 30.07.2020 №539.

Лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или публичного сервитута.

В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем декларацию, о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, о местоположении лесного участка, об объеме использования лесов и видах их использования, которые предусмотрены договором. иным документом и проектом освоения лесов на декларируемый период.

В приложении приведена, в числе прочего, форма лесной декларации.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Напомним, что ранее не имелось возможности подачи лесной декларации в электронном виде.

__________________________________________________________________________________________________

Принято апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 24.11.2020 № АПЛ20-386 «Об изменении Решения Верховного Суда РФ от 07.09.2020 № АКПИ20-345 о признании частично не действующим пункта 67 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167».

Апелляционной коллегией Верховного Суда РФ рассмотрено административное дело по административному исковому заявлению общества о признании недействующим пункта 67 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167, по апелляционной жалобе Правительства РФ на решение Верховного Суда РФ от 07.09.2020 по делу № АКПИ20-345, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Согласно пункту 67 Правил анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).

Общество обратилось в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением, в котором просило признать пункт 67 Правил не действующим в части, допускающей проведение анализа контрольных проб сточных вод лабораторией, не аккредитованной в установленном законом порядке.

Закон о водоснабжении и водоотведении, регламентируя с 1 января 2013 г. правила контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации), не предусматривает проведение анализа отобранных проб сточных вод лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или лабораториями иных организаций, а с 1 июля 2014 г. соответственно юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, не аккредитованными в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации.

В Апелляционном определении отмечается, что суд первой инстанции правомерно признал пункт 67 Правил не действующим в той мере, в какой данная норма до признания ее утратившей силу с 1 июля 2020 г. допускала осуществление анализа отобранных проб сточных вод лабораториями, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, не аккредитованными в порядке, установленном законодательством. В то же время Апелляционная коллегия не согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое положение подлежало признанию не действующим с 01.01.2013.

_____________________________________________________________________________________________________________ 

  Минприроды России опубликовало Письмо от 29.10.2020 № 14-50/14013-ОГ «О разъяснении вопроса о сроках предоставления отчетности за четвертый квартал 2020 г.».

Сообщается, что на государственную регистрацию в Минюст России направлен приказ № 508 от 30.07.2020 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества" (далее - Порядок). Срок вступления Порядка в силу установлен на 01.01.2021.

В соответствии с пунктом 9 Порядка сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, представляются в уполномоченный на предоставление водного объекта в пользование орган исполнительной власти субъекта РФ, территориальный орган Росводресурсов ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

_____________________________________________________________________________________________________________ 

  Минприроды России опубликовало Письмо от 29.10.2020 № 14-50/14013-ОГ «О разъяснении вопроса о сроках предоставления отчетности за четвертый квартал 2020 г.».

Сообщается, что на государственную регистрацию в Минюст России направлен приказ № 508 от 30.07.2020 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества" (далее - Порядок). Срок вступления Порядка в силу установлен на 01.01.2021.

В соответствии с пунктом 9 Порядка сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, представляются в уполномоченный на предоставление водного объекта в пользование орган исполнительной власти субъекта РФ, территориальный орган Росводресурсов ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

_____________________________________________________________________________________________________________

С 1 января 2021 г. Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 530 «Об утверждении Правил разработки месторождений подземных вод» вводятся требования к разработке месторождений питьевых, технических, минеральных, термальных (теплоэнергетических) и промышленных подземных вод (за исключением подземных вод для целей питьевого или технического водоснабжения, объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки).

  Утвержденные правила применяются в случаях добычи подземных вод при разработке месторождения (участка) подземных вод, а также вод, добываемых пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им участков недр, для собственных производственных и технологических нужд.

Настоящий приказ вступает в силу 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г.

______________________________________________________________________________________________________________

Принято Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (далее – порядок).

Порядок определяет процедуру разработки предельно допустимых выбросов и временно разрешенных выбросов за исключением радиоактивных веществ. Также определен порядок получения, продления и переоформления разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов НВОС I категории.

Нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и/или иную деятельность на объектах I, II и III категорий. Для объектов IV категории нормативы допустимых выбросов не рассчитываются.

Нормативы допустимых выбросов утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам. Соответствие нормативов допустимых выбросов санитарным правилам определяется исходя из соблюдения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха.

Также урегулированы вопросы, связанные с получением комплексного экологического разрешения.

Постановление действует до 1 января 2027 г.

______________________________________________________________________________________________________________

Постановлением Правительства РФ от 11.09.2020 №1393 на 2021 год установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Так, с 2021 года применяются: ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", установленные на 2018 год, с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,08;

ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля, составляющая 61 рубль за тонну.

Таким образом, плата за негативное воздействие увеличена.

_____________________________________________________________________________________________________________

С 11.08.2020 в статью 65 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» внесены изменения путём дополнения её пунктом 7.1 следующего содержания:

"7.1. При осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется только федеральный государственный экологический надзор."

Указанное нововведение призвано сократить количество проверок хозяйствующих субъектов и уменьшит административное давление.

______________________________________________________________________________________________________________

Обновлен порядок предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами. Новый административный регламент утверждён Приказом Роснедр от 19.03.2020 Nol l О.

Заявителями в рамках государственной услуги являются субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица.

Государственную услугу предоставляют Роснедра и его территориальные органы.

Срок предоставления государственной услуги - не более 115 календарных дней для конкурсов и не более 70 календарных дней для аукционов с момента размещения объявления о проведении конкурса или аукциона на право пользования недрами на официальном сайте.

С заявителя взимается сбор за участие в конкурсе или аукционе.

Приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу аналогичного Приказа Минприроды России от 22.12.2017 N 698.

______________________________________________________________________________________________________________

   На территории Российской Федерации массово реализуется реформа в сфере обращения с отходами, согласно которой предполагается, что все регионы с 01.01.2019  будут обслуживаться региональными операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
В соответствии Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления, которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Городской округ Красноярск входит в две технологических зоны: Красноярская правобережная и Красноярская левобережная технологические зоны.
По Красноярской правобережной технологической зоне победителем признано ООО «РостТех», Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края с ООО «РостТех» заключено 06.08.2018 соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
В Красноярской левобережной технологической зоне по результатам конкурсного отбора Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края с ООО «Красноярская рециклинговая компания» соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключено 10.08.2018.
Согласно ч.4 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Таким образом, жители города Красноярска во исполнение требований законодательства обязаны заключить договоры с региональными операторами либо самостоятельно, либо через организацию, осуществляющую управление многоквартирным жилым домом.   
 
В связи с многочисленными нарушениями законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, захламлением территорий общего пользования актуальным является вопрос размещения отходов.   
         Анализ данных государственной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) свидетельствует, что постоянно происходит увеличение количества образованных отходов.
         На основании ст.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов иных изделий и продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. 
        В свою очередь в соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
        Таким образом, собственник отходов (организация, частное лицо) вправе передавать отходы только организациям имеющим лицензию на размещение отходов.
В случае передачи отходов нелицензированной организации собственником отходов, собственник отходов подлежит привлечению к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, где мерой наказания является штраф на физическое лицо до 2.000 рублей, на индивидуального предпринимателя  до 50.000 рублей, на юридическое лицо до 250.000 рублей.
        При выявлении нарушений законодательства граждане могут обратиться в полицию для привлечения лиц к административной ответственности, при необходимости с заявлением о нарушениях законодательства также могут обратиться в природоохранную прокуратуру, расположенную по адресу: ул.Весны, 9, г.Красноярск.
 
        В ходе осуществления надзорной деятельности Красноярской природоохранной прокуратурой выявляются факты неосуществления расчётов платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.  В этой связи  в целях недопущения нарушений в указанной сфере  информируем об изменениях законодательства, касающегося сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
          С 01.01.2016 вступили в силу положения статьи 16.4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), в соответствии с которыми отчетным периодом в отношении внесения платы признается календарный год. Пункт 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ устанавливает сроки внесения платы: не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом, а для лиц, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, вводится обязанность по внесению квартальных авансовых платежей (кроме четвертого квартала) в срок, не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.
          Минприроды России в этой связи подготовлено письмо с разъяснениями от 15.03.2016 № 06-09-44/5872. Так, Федеральными законами от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 29.12.2015 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесшими изменения в Закон N 7-ФЗ, не предусмотрено распространение их норм, направленных на регулирование отношений в области исчисления и взимания платы, на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данных федеральных законов. Следовательно, нормы, регулирующие отношения в области исчисления и взимания платы, вступившие в силу с 01.01.2016, к правоотношениям, возникшим до 01.01.2016, не применяются.
      Таким образом, на правоотношения, связанные с исчислением и взиманием платы за отчетный период - 2015 год, не применяются нормы законодательства, вступившие в силу с 01.01.2016, в том числе, в части уплаты пеней за несвоевременное или неполное внесение платы.  
        Начиная с отчетного периода - 2016 год, в части сроков внесения платы следует руководствоваться нормами Закона N 7-ФЗ, а не приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду".
        Согласно пункту 5 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате (далее - декларация).
         В настоящее время Минприроды России разрабатывается проект приказа Минприроды России "Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы" (срок - III квартал 2016 г.). До конца текущего года планируется завершить работу по утверждению указанного приказа и его государственной регистрации в Минюсте России.
        С учетом изложенного, при подаче декларации за 2016 год (и, соответственно, в последующие отчетные периоды) необходимо будет руководствоваться указанным приказом.
         В отношении вопроса о правомерности начисления в 2016 году пеней за неполное или несвоевременное внесение платы отмечаем, что такая возможность законодательно установлена. В соответствии с пунктом 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 данной статьи (то есть в 2016 году в отношении авансовых платежей начиная с 21-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в 2017 году в отношении ежегодно вносимой платы - начиная со 2-го марта года, следующего за отчетным).
        В рамках указанных изменений Росприроднадзором России осуществляющим функции администратора платежей подготовлено Письмо от 11.04.2016 N АС-06-01-36/6155 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".
     Росприроднадзором указанным письмом разъяснен порядок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
       В частности, сообщается следующее:
- субъекты малого и среднего предпринимательства исчисляют и вносят плату за 2016 год в срок до 1 марта 2017 года;
- при внесении плательщиками, не являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, ежеквартальных авансовых платежей необходимо обращать внимание, что одна четвертая часть суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду от уплаченной за предыдущий год должна уплачиваться по определенным КБК, а при определении их размера учитываются суммы платы фактически уплаченные (а не начисленные) за I - IV квартал 2015 г.;
- по итогам года суммы переплат подлежат зачету в счет будущих платежей или возврату по заявлению плательщика;
- по итогам отчетного года в срок до 1 марта все плательщики исчисляют плату за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном Федеральным законом "Об охране окружающей среды";
- в течение 2016 года ежеквартальные авансовые платежи вносятся без подачи какой-либо отчетности, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду плательщики должны будут представить в срок до 10 марта 2017 года;
- при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативного воздействия окружающую среду, плата за негативное воздействие не взимается;
- до принятия Постановления Правительства РФ о порядке подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит исчислению и внесению в соответствии с действующим законодательством вне зависимости от включения объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов;
- до дня утверждения единого тарифа регионального оператора по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти субъекта РФ и оператора плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, в том числе ТКО, должны исчислять и уплачивать юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались данные отходы.    
          Нарушение сроков платы за негативное воздействие на окружающую среду образует состав административного правонарушения по ст. 8.41 КоАП РФ, согласно которому максимальный штраф на юридическое лицо составляет 100.000 рублей.
 
     Красноярской природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю, во взаимодействии с рабочей группой по выявлению несанкционированных свалок, организованной департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска проведена проверка.
          Установлено, что земельные участки по улице Острожной города Красноярска (на въезде в город) засыпаны значительным количеством отходов. Указанную несанкционированную свалку образовали ряд собственников земельных участков, которые принимали отходы для отсыпки земельных участков, в том числе за денежное вознаграждение.
        В настоящее время к трём собственникам земельных участков приняты меры судебного понуждения об обязании убрать отходы с земельных участков и передать их для захоронения на полигоны отходов.
      По поручению природоохранной прокуратуры Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю произведён расчёт размера вреда, причинённого почвам, который составил: 15 210 000 рублей, 35 786 400 рублей и 49 213 520 рублей соответственно. Всего размер вреда составил около 100 миллионов рублей.
         Также исковые заявление об обязании собственника земельного участка убрать отходы предъявлены и к собственнику земельного участка, который на территории СНТ «Сад №1» Кировского района г.Красноярска организовал приём отходов, в том числе образовавшихся от демонтажа зданий в районе Южного берега (бывшая промышленная зона ООО «Судостроительный завод им.Г.Т.Побежимова»). В свою очередь Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю рассчитан вред, который составил около 7 миллионов рублей.
        Аналогичные исковые заявления направлены к арендаторам и собственнику земельных участков, на которых размещены отходы, образовавшиеся от демонтажа корпуса политехнического института ФГАОУ ВО «СФУ». Общий размер вреда составил около 51 миллиона рублей. 
         В случае выявления аналогичных фактов природоохранной прокуратурой работа в данном направлении будет продолжена.
______________________________________________________________________________________________________________

Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" с 1 января 2021 г. вводятся единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах. Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя:

лесозащитное районирование;

государственный лесопатологический мониторинг и проведение лесопатологических обследований;

предупреждение распространения вредных организмов;

иные меры, включая рубку аварийных деревьев, профилактические беседы с населением, проведение открытых уроков в школах, размещение информационных и агитационных материалов.

Правилами устанавливаются, в числе прочего, порядок лесозащитного районирования, порядок осуществления государственного лесопатологического мониторинга, порядок проведения лесопатологических обследований, правила осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, порядок проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах.

В лесах не допускается:

загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды;

ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений;

невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации;

уничтожение либо повреждение мелиоративных систем и дорог, расположенных в лесах;

уничтожение либо повреждение лесохозяйственных знаков, феромонных ловушек и иных средств защиты леса.

Запрещается, в том числе, ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, заболачивание прилегающих лесных насаждений в результате перекрытия естественных водотоков, подтопление окружающих лесных насаждений, использование химических препаратов выше третьего класса опасности для охраны и защиты лесов методами авиационного, наземного опрыскивания и аэрозольной обработкой, в том числе в научных целях, разведение и использование растений, животных и других организмов, несвойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения.

В приложениях приведены:

шкала категорий санитарного состояния деревьев;

расчет средневзвешенной категории санитарного состояния лесных насаждений;

сроки запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) заготовленной древесины по лесным районам.

Настоящее Постановление действует с 1 января 2021 г. по 1 января 2027 г.

_________________________________________________________________________________________________ 

С 1 июля 2021 года начнет действовать новый закон о государственном и муниципальном контроле - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969.

 Срок проведения как документарной, так и выездной проверки не будет превышать 10 рабочих дней (с учетом ряда особенностей). Новые правила действуют и в отношении проверок, которые запланированы в 2020 году, но начнутся после 30 июня 2021 года.

Плановые выездные проверки, которые должны начаться 31 июля или позднее, контрольный орган может заменить новой формой контроля - инспекционный визит. Решение о замене принимается не позднее чем за 20 рабочих дней до начала проверки. В течение 10 рабочих дней о решении должно быть уведомлено проверяемое лицо.

Отметим, что новый закон распространяется не на все виды контроля.

Кроме того, на основании Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969 с 1 января по 31 декабря 2021 года проверки могут проводиться дистанционно.

 Правительство установило, что в течение всего года юридических лиц и индивидуальных предпринимателей можно проверять с использованием средств дистанционного взаимодействия, включая аудио- и видеосвязь.

 Также на основании Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969с 1 января 2021 года приостановлены плановые проверки малого бизнеса. 

 Правительство запретило включать субъекты малого предпринимательства в ежегодные планы проверок на 2021 год.

Предусмотрен ряд исключений. Например, от проверок не освобождается малый бизнес, отвечающий двум условиям:

- организация или ИП были привлечены к административной ответственности в виде приостановления деятельности;

- с момента окончания проверки, по итогам которой было применено наказание, прошло менее 3 лет.

Полный перечень исключений содержится в п. 8 правительственного постановления.

_____________________________________________________________________________________________________________ 

Приказом Минприроды России от 25.11.2020 N 965 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях" с 1 января 2021 года устанавливаются нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях и нормативы их допустимого изъятия.

Приводятся нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов, охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется без утверждения лимита добычи охотничьих ресурсов, а также показатели максимальной, минимальной и хозяйственно-целесообразной численности охотничьих ресурсов.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует по 31 декабря 2026 года.

______________________________________________________________________________________________________________ 

Расширен перечень видов госконтроля (надзора) и государственных органов - участников эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа

Так, на основании постановления Правительства РФ от 24.07.2020 N 1108 с 17 августа 2020 года по 30 июня 2021 года в России проводится эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.

Внесенными изменениями в Положение, которое устанавливает порядок его проведения:

к числу участников эксперимента помимо МЧС, Росздравнадзора и Ростехнадзора отнесены также Минпромторг, Росреестр, ФНС, Росаккредитация, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, Ространснадзор, Росалкогольрегулирование, ФССП и др.;

перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых осуществляется эксперимент, будет определяться межведомственной рабочей группой по обеспечению проведения эксперимента;

скорректированы требования к содержанию жалобы контролируемого лица (теперь, в частности, жалоба может содержать также ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы);

установлены основания, по которым орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее рассмотрении.

Предусмотрено право органа, уполномоченного на рассмотрение жалобы, запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительные информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Неполучение от контролируемого лица указанных информации и документов не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.

______________________________________________________________________________________________________________ 

Методики расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для конкретных технологических производств и организаций могут быть разработаны хозяйствующим субъектом самостоятельно или с привлечением научных организаций. Об указанном сообщено в Письме Минприроды России от 02.12.2020 N 12-50/15454-ОГ "О методиках расчета выбросов".

Приказом Минприроды России от 31.07.2018 N 341 утвержден Порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - Перечень методик расчета выбросов).

В соответствии с пунктом 15 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих), веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 N 422, применение методики расчета допускается после ее включения в Перечень методик расчета выбросов.

Согласно пункту 2 Правил, методики расчета разрабатываются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и включают алгоритм расчета выбросов и формулы расчета величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.

Минприроды России не наделено полномочиями по разработке специализированных методик расчета для конкретных технологических производств и организаций.

В этой связи, необходимые методики расчета могут быть разработаны хозяйствующим субъектом самостоятельно или с привлечением научных организаций с последующим включением в Перечень методик расчета выбросов.

Природоохранный прокурор
старший советник юстиции    
А.А. Лосев


 


Дата публикации (изменения): 06.07.2018 (06.07.2018)
Просмотров за год (всего): 77 (77)