search Поиск по сайту

Мониторинг

20.08.2014

Вместе учить, а не биться за ресурсы
 

Переклички в школах пройдут уже на следующей неделе. До первого сентября остались считанные дни. О том, что нового ждёт педагогов и учеников в новом учебном году, нам рассказал Алексей Храмцов, руководитель главного управления образования администрации Красноярска.

— Алексей Владимирович, уже практически завершена проверка школ перед новым учебным годом, как надзорные ведомства оценили подготовку красноярских учреждений?

— Главное требование, которому должны соответствовать все учреждения, — безопасность учеников. До 20 августа комиссии проверили практически все школы города, исключение составили учреждения, в которых завершается капитальный ремонт, — школы № 34 и № 78. Их проверят на следующей неделе. Серьёзных замечаний к нашим школам нет.

Отмечу, что долгие годы муниципальная система образования недофинансировалась. Но в последние два года серьёзно изменились подходы к финансированию. Мы переходим от “пожарного тушения” вопросов к серьёзным, длительным программам, которые позволяют обновить систему. Ежегодно капитально ремонтируем по четыре — пять школ. Глава города Эдхам Акбулатов принял решение сегментарно школы не ремонтировать, а выполнять все работы комплексно. Если ремонтируем здание, не забываем про обновление спортивной площадки, школьного двора. Именно по этой причине увеличился срок капитального ремонта школы № 34. Её должны были открыть в прошлом году, но решили задержаться и благоустроить пришкольную территорию, сделать спортивное поле. Вы удивитесь тому, как сейчас выглядит двор! Раньше школа в прямом смысле слова стояла в камышах, сегодня здесь хоккейная коробка, площадки для волейбола, баскетбола, хорошее освещение.


Всего в этом году на капитальный и текущий ремонт школ потрачено 480 миллионов рублей. Для сравнения: в прошлом году — 375 миллионов. Планируется, что объём финансирования будет увеличиваться каждый год.

— На днях появилась информация о том, что строительство новой школы в Покровском приостановлено. Что будет с учениками начальной школы, которую планировали открыть к этому учебному году?

— Действительно, уже сформировано шесть первых классов школы № 153, на работу приняты педагоги. Обучение начальной школы мы организуем на базе школы № 14. Как и положено, первоклассники будут заниматься в первую смену. Мы понимаем, что школа № 14 находится далековато от Покровского, поэтому детей будем довозить до неё на автобусах. Надеемся, что наши партнёры выполнят свои обязательства, и новая школа откроется в срок. Напомню, что по проекту учреждение должно быть сдано 1 сентября 2015 года. Думали, что будет чудо — начальная школа откроется раньше, но, к сожалению, не получилось.

— Первоклассников в этом году набирается больше, чем в прошлом. Были ли трудности с комплектованием классов? Все ли ребята попали в те учреждения, которые выбрали для них мамы и папы?

— Мы максимально постарались удовлетворить потребности родителей. Примерно 20 процентов первоклассников пойдут в школы не по микрорайону. С одной стороны, радует, что возможность выбора есть и что родители думают о том, где будет учиться их ребёнок. С другой стороны, это большой сигнал. Нужно проанализировать, почему выбирают одни школы, а в другие стараются не попадать. Мы работаем над тем, чтобы во всех учреждениях были равные условия для получения образования.

Да, есть недоукомплектованные школы, но это объясняется объективными причинами. В некоторых микрорайонах города не ведётся застройка, население стареет. Такие учреждения мы стараемся переформатировать, создаём комплексы детский сад — школа. Но ни в коем случае не планируем отдавать эти здания из системы.

— Правила сдачи ЕГЭ изменились, и уже в декабре ребятам предстоит написать выпускное сочинение. Готовы ли педагоги и ученики к нему?

— На самом деле, когда говорят про ЕГЭ, больше переживают родители, чем дети. И это нормально, мамы и папы понимают, что от него зависит будущее ребят. Дети более мобильны, лучше понимают ситуацию, и они готовы к экзамену. До декабря ещё много времени. Не думаю, что возникнут трудности: сочинение красноярские школьники напишут.

Опять же если сравнивать с предыдущим годом, красноярские школьники написали ЕГЭ очень неплохо. По многим предметам мы — лидеры по стране. Я сравниваю с результатами других городов-миллионников, поскольку с районами края сравнивать не очень корректно.

— В прошлом году в некоторых школах Красноярска открылись профильные классы. Как будет продолжаться работа в этом направлении?

— Мы планируем увеличить количество базовых школ по физике и математике. Уже год отработали 12 учреждений, скоро к ним прибавится ещё 13 физико-математических школ.

Первой площадкой по апробации профильного обучения информационным технологиям стала гимназия № 14. Недавно мы презентовали IT-класс этого учреждения. Компания — производитель техники вышла с инициативой по внедрению образовательной программы в области информационных технологий и программирования. В ближайшем будущем гимназия станет базовой площадкой для школ, занимающихся IТ-технологиями.

Сегодня у нас работают педагогические классы, школы готовят нам смену. Активно в этом направлении сотрудничаем с Красноярским государственным педагогическим университетом. На подходе создание базовых площадок по изучению иностранных языков, этим будут заниматься пять — шесть школ города.

Отмечу, что профильное образование — не только для старшеклассников. Должны создаваться условия для сквозного обучения предмету. Как пример возьмём математику. В начальной школе для ребят нужно проводить занятия, которые развивают определённые области головного мозга. Это могут быть шахматы, конструирование, лего-конструирование. В 5—7-х классах в расписание добавляются робототехника, конструирование, основы информатики. В старшей школе — более сложные конструкторские вещи, моделирование, другая математика и информатика. Повторюсь, программа должна быть сквозная. Нельзя ребёнка научить математике, если он девять лет её не изучал.

— Вы затронули тему сотрудничества с педагогическим университетом. В прошлом году много говорилось о том, что заработает специальный проект — педагоги-интерны будут работать в красноярских школах…

— Этот проект продолжается. Студенты не просто приходят в школу на практику на пару часов, они реально устраиваются на работу. И под руководством наставников из вуза преподают почти целый год. В этом году уже устроились порядка ста ребят, в прошлом их было 78. Это серьёзное подспорье, в школу приходят студенты, мотивированные на продолжение работы в системе образования.

— На следующей неделе состоится традиционная августовская педагогическая конференция. Какие ключевые моменты будут обсуждаться на ней?

— В числе других тем мы будем говорить о значимости возвращения в школу политехнического, профессионально-технического образования. Дети должны выходить из школы, имея одну-две профессии. И такой опыт в Красноярске существует. Надо ставить его на более накатанные рельсы, юридически оформить. Большой проект в этой области начнём реализовывать совместно с краевым министерством образования и науки. Повторю, дети старших классов должны получать одну-две профессии. Во-первых, для них это станет парашютом в жизни. Во-вторых, это возможность попробовать себя в реальной профессии. Не зря в мировых компаниях прежде чем стать топ-менеджером, ты обязан освоить рабочую профессию и поработать специалистом.

Ещё одна важная тема — прошло время жёсткой конкуренции между школами. Сегодня нужно обмениваться ресурсами, давать возможность детям получать максимально качественное образование. Объясню, что это значит. Школы микрорайонов находятся недалеко друг от друга. Чтобы каждое учреждение сделать конфеткой, нужны миллиарды рублей. Таких денег нет. Поэтому в одной школе мы делаем хорошую базу для спорта, а рядом — базу по информатике. И единое расписание, чтобы дети посещали занятия в соседних учреждениях. Закон это разрешил, а также дал возможность слияния школ. Например, лицей № 1 и школа № 138 в Ветлужанке стоят забор к забору. В одном учреждении — 700 учеников, в другом — 1 500, а проекты учреждений практически одинаковые. Понятно, что учреждение, в котором больше учеников, старается перетянуть ресурс на себя. Но тогда школа, стоящая рядом, окажется более ущемлённой. Зачем создавать такие ситуации? Логичнее объединить учреждения в одно и вкладывать в него максимально возможное количество ресурсов. Что мы и будем делать.

Конкуренция за ресурсы в образовании губительна, она разрушает систему. У всех детей должны быть одинаковые стартовые возможности.

Автор: Анастасия Мельникова
Фото: Александр Черных
 
Газета "Городские новости"
21.08.2014

Дата публикации (изменения): 06.07.2018 (06.07.2018)
Просмотров за год (всего): 77 (77)