search Поиск по сайту

Законодательство об организации и проведении массовых и публичных мероприятиях


Указом Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 № 71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края» (далее – Указ Губернатора края № 71-уг) введены на территории муниципальных образований Красноярского края, в том числе в городе Красноярске, дополнительные ограничительные мероприятия, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).

Пунктом 2 Указа Губернатора края № 71-уг приостановлено (ограничено) до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки проведение на территории Красноярского края публичных мероприятий, досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан.​ Ограничительные меры, предусмотренные подпунктом 2 пункта 2 настоящего Указа, не распространяются на официальные мероприятия, организуемые органами государственной власти, государственными органами, органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края или с их участием.


В 2022 году внесены изменения в действующее законодательство, регламентирующее проведение публичных мероприятий.

Принят Федеральный закон от 05.12.2022 № 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (вступил в силу 05.12.2022);

В соответствии с настоящим законом не могут быть организатором публичного мероприятия иностранные агенты.

Расширен перечень мест, в которых проведение публичного мероприятия запрещается.

К местам, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, относятся:

1) здания и территории речных, морских, железнодорожных и автомобильных вокзалов и станций, аэропортов, морских, речных портов, пристаней;

2) здания и территории образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социальной защиты населения, детские и спортивные площадки;

3) здания органов публичной власти, а также территории, непосредственно прилегающие к таким зданиям, объектам жизнеобеспечения, в том числе обеспечивающим функционирование электрических, тепловых, водопроводных сетей, сетей водоснабжения и (или) водоотведения, сетей газоснабжения;

4) культовые помещения, здания и сооружения, а также земельные участки, на которых расположены такие здания и сооружения, в том числе принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, места паломничества, за исключением общественных мест, на которых проводятся публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности субъекты Российской Федерации наделены полномочиями дополнительно определять места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, за исключением совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в соответствии со статье​й 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", если это обусловлено историческими, культурными, иными объективными особенностями субъекта Российской Федерации, а также могут определяться иные места, в которых проведение указанных публичных мероприятий ограничивается по времени их возможного проведения​



В 2020 году внесены изменения в действующее законодательство, регламентирующее проведение публичных мероприятий, приняты следующие федеральные законы:

1) Федеральный закон от 30.12.2020 № 497-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (вступил в силу 10.01.2021);

2) Федеральный закон от 30.12.2020 № 541-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (вступил в силу 10.01.2021).

 

1) Федеральным законом от 30.12.2020 № 497-ФЗ урегулированы отдельные вопросы, касающиеся организации, подготовки и проведения публичных мероприятий.

Организатор публичного мероприятия обязан, в случае изменения в одностороннем порядке целей, формы публичного мероприятия, заявленного количества его участников, подать не позднее дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) новое уведомление о проведении публичного мероприятия. При этом ранее направленное организатору публичного мероприятия согласование его проведения считается отозванным.

При исчислении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не учитываются день получения такого уведомления органом местного самоуправления и день проведения публичного мероприятия.

Решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу публичным мероприятием может быть признано объединенное единым замыслом и (или) общей организацией массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах, направленные на выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Участники публичных мероприятий не вправе использовать отличительный знак (признак) представителя средств массовой информации.

Проведение публичного мероприятия запрещено, в том числе, на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, занимаемым экстренными оперативными службами.

Предварительная агитация не должна содержать недостоверные сведения о целях, заявленном количестве участников и об иных условиях проведения публичного мероприятия.

В случае подачи организатором публичного мероприятия уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные формы его проведения, орган местного самоуправления после получения такого уведомления вправе направить организатору публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия либо о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором.

Если в результате чрезвычайной ситуации, теракта либо при их реальной угрозе не может быть обеспечена безопасность участников публичного мероприятия, орган местного самоуправления незамедлительно обязан предложить организатору изменить место и (или) время проведения мероприятия. При этом если указанные обстоятельства были выявлены в день, предшествующий дню проведения публичного мероприятия, или в день публичного мероприятия до его начала, соответствующий орган незамедлительно обязан уведомить организатора о невозможности проведения мероприятия и предложить ему изменить дату, а при необходимости также место и время проведения мероприятия путем подачи нового уведомления.

 

2) Федеральным законом от 30.12.2020 № 541-ФЗ скорректирован порядок финансирования публичных мероприятий.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия должны указываться реквизиты банковского счета организатора публичного мероприятия, используемого для сбора денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, предполагаемое количество участников которого превышает 500 человек.

В целях организации и проведения публичного мероприятия запрещается перечисление, получение денежных средств, а также передача, получение иного имущества от иностранных государств или иностранных организаций, международных организаций или международных общественных движений, иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации), некоммерческих организаций, незарегистрированных общественных объединений или физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, граждан Российской Федерации, не достигших возраста 16 лет, анонимных жертвователей, а также юридических лиц, зарегистрированных менее чем за 1 год до дня перечисления (передачи) денежных средств и (или) иного имущества.

Все денежные средства на организацию и проведение публичного мероприятия, предполагаемое количество участников которого превышает 500 человек, перечисляются только в безналичном порядке на банковский счет, указанный в уведомлении о проведении публичного мероприятия и открытый в российском банке. Использование для этих целей иных банковских счетов, а также прием наличных денежных средств не допускается.

Одновременно определен порядок сбора денежных средств для подготовки и проведения публичного мероприятия, порядок расходования полученных в этих целях пожертвований. Если денежные средства (иное имущество) внесены лицом, получение средств от которого запрещено (за исключением анонимного жертвователя), они подлежат возврату с указанием причины возврата. Анонимное пожертвование подлежит перечислению в доход федерального бюджета в течение 10 дней со дня поступления на указанный в уведомлении о проведении публичного мероприятия банковский счет, но не позднее дня проведения публичного мероприятия.

При перечислении денежных средств организацией в платежном поручении указываются ее наименование, ИНН, дата регистрации, банковские реквизиты, а также ставится отметка об отсутствии предусмотренных ограничений.

 
 
 
5 июня 2012 Государственной Думой РФ принят Федеральный закон № 70631-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В соответствии с принятыми изменениями расширяется круг правонарушений при проведении массовых общественных мероприятий: митингов, пикетирований и иных формах акций. Также появляются новые виды наказаний, и ужесточается ответственность за некоторые правонарушения.
Так, с 01 января 2013 года вводится новый вид основного административного наказания – обязательные работы. Законодатель определяет, что обязательные работы – это общественно полезные работы, которые наказанное физическое лицо выполняет в свободное от основной учебы, работы или службы время безвозмездно (от 20 до 200 часов). Вид и место обязательных работ для виновных определяется органами местного самоуправления (напр. администрацией города) по согласованию с территориальными отделами судебных приставов.
В соответствии с изменениями, увеличивается и ответственность за уклонение от отбывания обязательных работ. Согласно принятых поправок, нарушителю грозит штраф в размере от 150 до 300 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Срок давности за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях увеличен до 1 года (ранее составлял 3 месяца).
Повышен максимальный размер административного штрафа за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании. Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка, блокирование транспортных коммуникаций, грозит денежным штрафом для физических и должностных лиц в размере до трехсот тысяч рублей.
Значительно ужесточена ответственность за воспрепятствование проведению митингов и других общественно - массовых мероприятий, организованных в соответствии с законодательством. Санкция предусматривает административный штраф для граждан - от 10 до 20 тысяч рублей, для должностных лиц - от 30 до 50 тысяч рублей. Ранее предусматривалось предупреждение или административный штраф: для граждан - 100 рублей, должностных лиц - от 100 до 300 рублей.
Статья 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования», положения которой нарушаются чаще всего при проведении массовых мероприятий, также претерпела изменения. В соответствии с принятыми поправками лицу, нарушившему порядок организации либо проведения публичного мероприятия, грозит штраф до 150 тысяч рублей. К таким нарушениям относятся повреждение зеленых насаждений, помещений или несоблюдение условий проведения мероприятия (время, места, формы).    
В случае если:
1. публичное мероприятие проводится без уведомления муниципального органа
2. в результате публичного мероприятия причинен вред здоровью человека (не относящийся к категории уголовно наказуемого) или его имуществу
3. в результате публичного мероприятия создаются помехи движению пешеходов или транспортных средств
4. одним из участников нарушается установленный порядок проведения публичного мероприятия за исключением случаев, предусмотренных частью 6 этой статьи.
5. участник нарушает запреты при проведении публичного мероприятия, установленные ст. 6 Закона о митингах (скрывает свое лицо, в том числе используя маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; имеет при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, имеет при себе и (или) распивает алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; находится в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения)
подобное нарушение влечет административную ответственность в размере от 10 тысяч (для физических лиц) до 1 миллиона (для юридических лиц).
Кроме того Кодекс об административных нарушениях дополнен новой статьей «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка». В соответствии с ней законодатель устанавливает ответственность за организацию массового пребывания или передвижения граждан, призывы либо участие в таких действиях, если последствия связаны с:
1. нарушением общественного порядка,
2. нарушением санитарных норм и правил
3. причинением вреда зеленым насаждениям
4. созданием помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

Дата публикации (изменения): 06.07.2018 (06.07.2018)
Просмотров за год (всего): 77 (77)