
Национальный проект «Инфраструктура для жизни» разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
Он реализуется в России с 1 января 2025 года. Основной целью проекта является обеспечение граждан страны социально значимой нфраструктурой нового качества. Национальный проект нацелен на комплексное развитие населенных пунктов. Это строительство и ремонт жилья и дорог, благоустройство общественных и дворовых пространств, создание и обновление всей сопутствующей социальной и коммунальной инфраструктуры, рост числа комфортных маршрутов общественного транспорта за счет обновления его подвижного состава.
Национальный проект состоит из 12 федеральных проектов, представляющих собой продолжение ранее действовавших национальных проектов и государственных программ, обеспечивает преемственность государственной политики в сферах дорожного строительства, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения безопасности дорожного движения, развития пассажирского транспорта общего пользования.
1. Развитие инфраструктуры в населённых пунктах
2. Жильё
3. Модернизация коммунальной инфраструктуры
4. Формирование комфортной городской среды
5. Безопасность дорожного движения
6. Развитие общественного транспорта
7. Региональная и местная дорожная сеть
8. Общесистемные меры развития дорожного хозяйства
9. Новый ритм строительства
10. Центральный транспортный узел
11. Безопасность дорожного движения
12 Федеральные трассы
Подробнее о каждой программе можно прочесть
здесь
Департамент городского хозяйства и транспорта администрации города Красноярска в 2025 году участвует в реализации двух из них – «Формирование комфортной городской среды» и «Региональная и местная дорожная сеть».
Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» является продолжением программы «Формирование комфортной городской среды» и национального проекта «Жилье и городская среда», которые реализовывались в городе Красноярске с 2017 года. Он включает в себя программы по благоустройству дворов и общественных пространств.
Подробнее о нем здесь
Федеральный проект «Региональная и местная дорожная сеть» является продолжением национального проекта «Безопасные качественные дороги» и включает в себя работы по приведению в нормативное состояние городских дорог.
Подробнее о нем здесь
Мероприятия по автомобильным дорогам и общественному транспорту, которые были начаты в нацпроекте «Безопасные качественные дороги», будут продолжены в период с 25-го по 30-ый годы и сосредоточены в новом нацпроекте «Инфраструктура для жизни». Такая увязка федеральных проектов по жилищному строительству, коммунальной и дорожной инфраструктуре, благоустройству и общественному транспорту должна обеспечить достижение национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни», определенной Президентом России. Указом определены целевые показатели, характеризующие достижение национальной цели. Один из ключевых показателей – улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах на 30% к 2030 году и на 60% к 2036 году. В этот показатель весомый вклад вносят дороги, иная транспортная инфраструктура и общественный транспорт.
Целевые показатели
Согласно новому указу о национальных целях развития нашей страны на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года в нормативном состоянии должно быть не менее 85 % федеральных трасс и дорог крупнейших городских агломераций, а также дорог в составе опорной сети. Аналогичный показатель по региональной сети должен быть не менее 60%. Кроме того, к 2030 году поставлена задача снизить показатель смертности в результате ДТП в полтора раза по сравнению с показателем 2023 года, а к 2036-му требуется снижение в два раза. Также к 2030 году доля парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, в городах и агломерациях должна превысить 85%. Еще более детальные задачи были поставлены ранее в Перечне поручений Президента России по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, состоявшегося 29 февраля 2024 года:
- обеспечить к 2030 году строительство не менее 50 автодорожных обходов населенных пунктов;
- обеспечить развитие международного транспортного коридора «Север – Юг», в том числе за счет организации «бесшовных маршрутов».
Структура нацпроекта
В части Минтранса России в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» будет реализовано пять федеральных проектов:
«Развитие федеральной сети»;
«Региональная и местная дорожная сеть»;
«Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»;
«Развитие общественного транспорта»;
«Развитие инфраструктуры Центрального транспортного узла».
Еще один федеральный проект, имеющий отношение к дорожной сфере, будет курировать Министерство внутренних дел РФ, это «Безопасность дорожного движения».
Всего же в структуру нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни» вошли 12 федеральных проектов. Его паспорт утвержден в декабре 2024 года.
«Бесшовная» логистика
Развитие транспортной инфраструктуры на принципах «бесшовной» логистики станет одним из главных направлений деятельности на ближайшие годы. Необходимо с помощью оптимизации транспортной инфраструктуры сделать так, чтобы грузы и пассажиры распределялись наиболее доступными и оптимальными способами. На основе транспортно-экономического баланса определяются параметры развития единой опорной транспортной сети, основой которой станет опорная сеть автомобильных дорог.
Одним из главных инструментов совместной работы станет реализация шестилетнего плана дорожной деятельности. Профильными региональными ведомствами и Росавтодором подготовлены программы дорожной деятельности 88 субъектов Российской Федерации на этот период. Таким образом, решение поставленных главой государства задач потребует полной концентрации сил и средств, постоянного тесного взаимодействия с субъектами Российской Федерации.
Развитие федеральных, региональных и местных дорог
Достижение показателя по приведению 85 % дорог федеральной сети в норматив обеспечивается за счет реализации следующих мероприятий:
- капитальный ремонт, ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог;
- строительство и реконструкция дорог Росавтодора и Госкомпании «Автодор».
Отдельно следует отметить, что на выполнение задачи Указа по приведению 85 % дорог опорной сети в норматив федеральные дороги оказывают непосредственное влияние.
Еще один показатель – увеличение к 2030 году нормативного состояния региональных дорог до 60 %. Для решения данной задачи в ходе подготовки проекта федерального бюджета подготовлены согласованные предложения по обеспечению дополнительного финансирования дорожного хозяйства за счет дополнительных доходов от акцизов на нефтепродукты.
Также в нормативном состоянии к 2030 году должно быть не менее 85% дорог крупнейших городских агломераций. В рамках достижения этого показателя ведется работа с Минэкономразвития по определению перечня крупнейших агломераций и их границ, для того чтобы актуализировать состав их дорожной сети.