Настоящая Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, соблюдение которых оценивается при осуществлении муниципального контроля (далее – программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 990 «Об утверждении правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям», в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее – контролируемые лица), устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения.
Программа разработана и подлежит исполнению в рамках осуществления муниципального лесного контроля департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее – департамент).
I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1. Вид муниципального контроля: муниципальный лесной контроль.
1.2. Предметом муниципального лесного контроля является соблюдение контролируемыми лицами в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, требований, установленных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения, в том числе в области семеноводства в отношении семян лесных растений. На основании статей 84, 98 Лесного кодекса Российской Федерации, муниципальный лесной контроль осуществляется органами местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. Органом, уполномоченным на осуществление муниципального лесного контроля на территории города Красноярска, согласно Положению утвержденному распоряжением администрации города от 23.05.2013 № 110-р, является департамент. От имени уполномоченного органа, муниципальный лесной контроль может осуществляться подведомственным уполномоченному органу Муниципальным казенным учреждением города Красноярска «Центр недвижимости» (далее – учреждение).
Муниципальный лесной контроль на территории города Красноярска осуществляется за:
- деятельностью, действием (бездействием) контролируемых лиц в сфере лесного хозяйства, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования по использованию, охране, защите, воспроизводству лесных участков и лесоразведению на них;
- исполнением выданных предписаний об устранении выявленных нарушений требований лесного законодательства Российской Федерации.
На территории города Красноярска, по состоянию на 01.10.2023 расположено 88 лесных участков общей площадью 4597,31 га, из которых 22 предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование 6 юридическим лицам общей площадью 1326,29 га. Муниципальный лесной контроль осуществляется в форме внеплановых контрольных мероприятий, мер профилактического характера. В 2023 году сохраняется действие ограничений в части недопущения проведения внеплановых контрольных мероприятий со взаимодействием с контролируемыми лицами без согласования с прокуратурой и выдачу контрольными органами предписаний, введенных Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
Основанием для проведения внеплановых контрольных мероприятий со взаимодействием с контролируемыми лицами является:
- наличие у контрольного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
- требование прокурора о проведении контрольного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении выявленного нарушения.
В связи с отсутствием у контрольного органа информации, являющейся основанием для проведения внеплановых контрольных мероприятий, мероприятий за истекший период 2023 года не проводилось
В соответствии с пунктом 6.5 Положения о лесном контроле в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований проведено внеплановое контрольное мероприятие - выездное обследование без взаимодействия с контролируемым лицом.
В ходе указанного выездного обследования выявлены признаки нарушений лесного законодательства Российской Федерации, а именно правил санитарной безопасности в лесах. Соответствующая информация направлена в правоохранительные органы для принятия мер по привлечению виновных лиц к установленной действующим законодательством ответственности.
По результатам рассмотрения в адрес контролируемого лица прокуратурой Октябрьского района города Красноярска внесено представление, ущерб причиненный нарушением лесного законодательства в размере 174 456 рублей 00 копеек возмещен в бюджет города.
За прошедший период 2023 года проведены профилактические мероприятия:
- 14 информирований;
- объявлено 4 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
- 45 консультирований.
- Руководствуясь статьей 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации должностными лицами учреждения проведено:
- 148 патрулирований на лесных участках;
- 379 профилактических бесед на предмет правил поведения в лесу, о нормах соблюдении пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах с охватом 564 человек;
- 642 памятки выдано по правилам поведения в лесах.
В рамках профилактической деятельности на официальном сайте администрации города Красноярска, расположенного по адресу:
http://www.admkrsk.ru/citytoday/property/Pages/MunicipalControl.aspx для лесопользователей размещена следующая информация:
- перечень и тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление муниципального лесного контроля;
- перечень правовых актов, содержащих обязательные требования по соблюдению лесного законодательства Российской Федерации;
- тексты отдельных частей правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального лесного контроля;
- информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований;
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований лесного законодательства Российской Федерации;
- перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным органом у контролируемого лица в рамках осуществления мероприятий по муниципальному лесному контролю;
- порядок досудебного обжалования решений уполномоченного органа, действий (бездействия) должностных лиц уполномоченного органа;
- форма проверочного листа применяемого при осуществлении муниципального лесного контроля на территории города Красноярска.
Проведение профилактических мероприятий в форме систематического патрулирования лесов в рамках лесной охраны, позволило не допустить возникновения фактов причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, являющихся основанием для проведения внеплановых контрольных мероприятий.
На основании анализа текущего состояния осуществления муниципального лесного контроля на территории города Красноярска установлен ряд характерных проблем с наиболее значимым риском причинения вреда (ущерба) в ходе деятельности контролируемых лиц:
- незаконные рубки;
- нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение указанных проблем позволит снизить затраты бюджета на проведение работ по приведению участков Городского лесничества в состояние, пригодное для использования по целевому назначению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.
II. Цели и задачи реализации программы профилактики
2.1. Целями реализации программы являются:
- предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований и причинению вреда, охраняемым законом ценностям;
- предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) всеми контролируемыми лицами;
- мотивация к добросовестному поведению контролируемых лиц и как следствие снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
- увеличение доли законопослушных контролируемых лиц;
- снижение административной нагрузки на контролируемых лиц;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;
- повышение прозрачности деятельности департамента при осуществлении муниципального лесного контроля.
2.2. Задачами реализации программы являются:
- укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- повышение правосознания и правовой культуры контролируемых лиц в сфере лесных правоотношений;
- создание системы консультирования контролируемых лиц;
- разъяснение контролируемым лицам обязательных требований;
- повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
3.1. Перечень профилактических мероприятий:
- информирование;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит.
3.1.1. Информирование.
Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований проводится в соответствии со статьей 46 Федерального закона № 248-ФЗ.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте администрации города Красноярска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
Департамент размещает и поддерживает в актуальном состоянии на официальном сайте администрации города Красноярска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» следующую информацию:
- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление муниципального лесного контроля. Срок (периодичность) проведения данного мероприятия: постоянно, по мере принятия или внесения изменений;
- сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление муниципального лесного контроля, о сроках и порядке их вступления в силу. Срок (периодичность) проведения данного мероприятия: постоянно, по мере принятия или внесения изменений;
- перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального лесного контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции. Срок (периодичность) проведения данного мероприятия: постоянно, по мере принятия или внесения изменений;
- утвержденные проверочные листы. Срок (периодичность) проведения данного мероприятия: постоянно, по мере принятия или внесения изменений;
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований. Срок (периодичность) проведения данного мероприятия: постоянно, по мере принятия или внесения изменений;
- программу профилактики рисков причинения вреда. Срок (периодичность) проведения данного мероприятия: постоянно, по мере принятия или внесения изменений;
- исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться у контролируемого лица. Срок (периодичность) проведения данного мероприятия: постоянно, по мере принятия или внесения изменений;
- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований. Срок (периодичность) проведения данного мероприятия: ежеквартально;
- сведения о порядке досудебного обжалования решений департамента, действий (бездействия) его должностных лиц. Срок (периодичность) проведения данного мероприятия: постоянно;
- доклады о муниципальном лесном контроле. Срок (периодичность) проведения данного мероприятия: один раз в год, не позднее 15 марта года следующего за отчетным.
3.1.2. Объявление предостережения.
Объявление предостережения проводится в соответствии со статьей 49 Федерального закона № 248-ФЗ.
Департамент осуществляет учет объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований лесного законодательства и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических и контрольных мероприятий.
Срок (периодичность) проведения данного мероприятия: постоянно.
3.1.3. Консультирование.
Консультирование проводится в соответствии со статьей 50 Федерального закона № 248-ФЗ.
Консультирование осуществляется следующими способами:
- по телефону;
- посредством видео-конференц-связи;
- на личном приеме;
- в ходе проведения профилактического либо контрольного мероприятия.
- Консультирование проводится по следующим вопросам:
- организация и осуществление муниципального лесного контроля;
- порядок осуществления профилактических и контрольных мероприятий;
- обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении муниципального лесного контроля.
Срок (периодичность) проведения данного мероприятия: постоянно.
3.1.4. Профилактический визит.
Профилактический визит проводится в соответствии со статьей 52 Федерального закона № 248-ФЗ.
Обязательный профилактический визит осуществляется в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности.
Сроки проведения обязательного профилактического визита: не менее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
| № п/п | Вид профилактического мероприятия | Ответственные за реализацию профилактического мероприятия |
| 1. | Информирование | начальник отдела лесопользования учреждения |
| 2. | Объявление предостережения | заместитель руководителя департамента |
| 3. | Консультирование | начальник отдела лесопользования учреждения; заместитель начальника отдела
лесопользования учреждения; специалисты отдела лесопользования учреждения |
| 4. | Профилактический визит | специалисты отдела лесопользования |
IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Результативность и эффективность реализации программы оценивается методом опроса контролируемых и консультируемых лиц по следующим направлениям:
понятность обязательных требований и их однозначным толкованием контролируемыми лицами и должностными лицами;
информированность контролируемых лиц в вопросах исполнения обязательных требований, порядке проведения проверок и правах контролируемых лиц;
удовлетворенность контролируемых лиц доступностью размещенной на официальном сайте администрации города Красноярска информации;
удовлетворённость консультированием.
Опрос проводится в течение года среди контролируемых лиц, в отношении которых проведены мероприятия в рамках муниципального лесного контроля.
| № п/п | Наименование показателя | Величина |
| 1. | Понятность обязательных требований и их однозначное толкование контролируемыми лицами и должностными лицами учреждения | 90% |
| 2. | Информированность контролируемых лиц в вопросах исполнения обязательных требований, порядке проведения проверок и правах контролируемых лиц | 90% |
| 3. | Удовлетворенность контролируемых лиц доступностью размещенной на официальном сайте администрации города Красноярска информации | 90% |
| 4. | Доля контролируемых лиц удовлетворённых консультированием в общем количестве обратившихся за консультацией | 90% |
| 5. | Исполнение программы | 100% |
Дата обсуждения проекта программы
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального лесного контроля на 2024 год с 1 октября 2023 по 1 ноября 2023 года.
Предложения по итогам обсуждения
программы
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального лесного контроля на 2024 год могут быть направлены в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска:
- по адресу: 660049, г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 75;
- по электронной почте:
dmi@admkrsk.ru
Справки по телефону: 8(391)273-02-30