search Поиск по сайту

Историческая справка о Железнодорожном районе

   
29 ноября 1979 года с Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «Об образовании Железнодорожного района в городе Красноярске Красноярского края за счёт территории Октябрьского района» началась новейшая история самого молодого района краевого центра.
 
Своё имя - Железнодорожный - район получил не случайно. Здесь всегда была  расположена значительная часть предприятий Красноярской железной дороги. На страницах его истории - прибытие первого поезда, первые железнодорожные мастерские, "Красноярская республика".
ЖД вокзал - старый.jpg 
 
В 1941 году сюда был эвакуирован запорожский завод "Коммунар", в 1944 году выпустивший первые 10 комбайнов. И уже "Красноярский коммунар" был награждён двумя орденами - "Отечественной войны" I степени и Трудового Красного Знамени.  
 
Железнодорожный район всегда был  расположен значительной частью в историческом центре Красноярска. В XVII - XIX веках столица края  была достаточно компактным населенным пунктом. Город расстраивался в северном и южном направлениях, и особой привлекательностью среди красноярцев пользовалась Афонтова гора - с неё открывается чудесный вид на могучий Енисей и правобережные отроги Саян. На склоне Афонтовой горы размещались дачи известных красноярских купцов Кузнецова, Гадалова, Юдина, быстро и сказочно разбогатевших в середине XIX века  на разработках месторождений золота и его добычи.
 
Мощным импульсом для развития Енисейской губернии и Красноярска явилось строительство Великой Транссибирской магистрали. 6 декабря 1895 года в Красноярск прибыл первый поезд. Годом позже на 711 версте Средне-Сибирской железной дороги были построены станционные пути, возведено здание вокзала, депо, кузницы, мастерские, общая площадь которых составила полторы квадратных версты.
 
30 августа 1896 года в присутствии губернского и городского начальства, а также представителей духовенства неподалёку от Афонтовой горы произошла закладка железнодорожного моста через Енисей, строительство которого по тем временам шло достаточно быстро. В августе 1898 года по нему прошел первый поезд до Иркутска. Таким образом были соединены сквозным железнодорожным движением Средняя и Восточная Сибирь.
 
Железнодорожный мост - старый.jpg 
 
В 1900 году в Париже на Всемирной выставке достижений науки и техники проект Е.К. Кнорре получил Гран-При и золотую медаль. Благодаря железнодорожному мосту Европа узнала об отдаленном сибирском городе Красноярске.          
 
Активное строительство железной дороги в конце XIX века привлекло в город сотни и тысячи переселенцев. Красноярск начал расширяться, возникли новые слободы «Нахаловка», «Таракановка», «Алексеевка», «Николаевка». Слободы шагнули далеко за линию железной дороги на южные окраины города. Сейчас это микрорайоны улиц Копылова, Менжинского, Ладо Кецховели. На освоение территории возле реки Кача оказала влияние Красноярская пересыльная тюрьма (сегодня - краевой СИЗО-1), рядом с которой было построено много частных домов – сегодня это жилой комплекс улиц Республики и Железнодорожников. 
 
Дома - старая.jpg 
 
Через Красноярск прошли все этапы политической ссылки, первыми из которых были декабристы.  В Красноярске жил Василий Львович Давыдов с семьёй, дом которого на долгие годы стал центром культурной жизни города. Давыдов выстроил домик с мезонином на углу улицы Воскресенской и Батальонного переулка (сегодня - пр. Мира и ул. Декабристов). В этом доме появился первый в городе клавесин.

Дата публикации (изменения): 06.07.2018 (06.07.2018)
Просмотров за год (всего): 77 (77)