search Поиск по сайту

Историческая справка о Свердловском районе

pr1.jpg 

Напротив Острога, основанного в 1628 году, на правой стороне Енисея жили кочевые племена. Позднее, ближе к середине XVII века, на правобережье появились первые казачьи заимки, а затем и станицы: Лобинская, Торгашинская, Базаихская.

 bazaiha.jpg

Спустя столетие через правобережье проложили Московский тракт и организовали паромную переправу. В конце XIX века на правом берегу Енисея были заложены две деревни: в 1885 году - Базаиха, в 1893 году - Торгашино. Великий Сибирский путь открыл новые возможности.

most1-.jpg 

На стыке двух веков по первому железнодорожному мосту через Енисей было открыто движение поездов в Красноярске. Началось интенсивное освоение территории правобережья. В 1909 году основали Затон казенного пароходства. Одним из первых постановлений губернского исполнительного комитета Затон и весь флот Енисея были национализированы. 1925 год можно считать началом промышленного освоения территории правобережья, где строится деревообрабатывающий комбинат, три лесопилки, хлебопекарня.

A00121D9.jpg 

В сороковых годах на территории правобережья действовало уже 11 промышленных предприятий. Среди них «Красмаш», судостроительный завод, судоремонтный завод, лесопильные заводы, деревообрабатывающие комбинаты, кирпичные заводы, известковая, графитовая фабрики, пять артелей, пять строительных организаций. В 1942 году начали выпускать продукцию гидролизный, цементный, аффинажный заводы, дала ток «КрасТЭЦ». В феврале 1945 года коллектив завода «Сибтяжмаш» поздравили с окончанием строительства и вводом в эксплуатацию первой очереди завода.

most1.jpg 

1950-е годы стали венцом развития промышленной инфраструктуры и началом формирования социокультурной среды правобережья, где существовало два административных района - Кировский и Ленинский. К 1977 году население Кировского района увеличилось до 250 000 человек в связи с новостройками на правобережье и переселением в новые жилые дома горожан левобережной части Красноярска. Район стал громоздким. Краевой совет народных депутатов трудящихся направил ходатайство в Верховный Совет РСФСР о разукрупнении Кировского района.

 

23 марта 1977 года вышел Указ об образовании Свердловского района - третьего правобережного района г. Красноярска. Этот день стал новой точкой отсчета социально-экономической жизни Свердловского района.

   

Выделившись из Кировского района, Свердловский район обрел новое дыхание. Ему в наследство достались не только предприятия, значимость которых для развития экономики города была огромной, но и самый главный ресурс - человеческий. Задачи, которые ставились в те годы перед районом, невозможно было решить без квалифицированного, хорошо знающего и болеющего за дело директорского корпуса.

Среди тех, кто оставил о себе добрую память потомкам, руководители судостроительного завода Н.А. Псомиади, шелкового комбината Н.Д. Озерова, завода медпрепаратов Л.Н. Позмогов, химико-металлургического завода Г.А. Ворогушин, комбината асбоцементных изделий В.В. Фирюлин, мостоотряда № 7 С.Н. Виноградов, треста «Строймеханизация» Ю.Ф. Кузубов, «ВНИИстройдормаша» А.Б. Суховский, судоверфи Ю.В. Рузанкин, ТЭЦ-2 А.Э. Шлегель.

Улицы Свердловского района


Дата публикации (изменения): 06.07.2018 (06.07.2018)
Просмотров за год (всего): 77 (77)