1. Прокуратурой Ленинского района г.Красноярска инициирована административная ответственность за нарушения антикоррупционного законодательства.
Проверочными мероприятиями установлено, что в нарушение ч.4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва по тяжелой атлетике» при заключении трудового договора с бывшим государственным служащим Агентства по управлению государственным имуществом по краю в установленный 10-дневный срок не сообщило о заключении такого договора по предыдущему месту службы.
По факту выявленных нарушений, прокуратурой Ленинского района г.Красноярска в отношении руководителя вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого руководитель признана виновной в совершении указанного правонарушения, назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
На основании принятых мер прокурорского реагирования нарушения фактически устранены.
2. Прокуратурой Ленинского района г.Красноярска на основании многочисленных обращений жителей района проведена проверка законности увеличения управляющей организацией платы за содержание и ремонт жилого фонда.
Установлено, что управляющей организацией ООО УК «Базис» собственникам 22 многоквартирных домов с 01.07.2020 существенно увеличен тариф за содержание жилья.
Проверкой установлено, что общие собрания собственников по вопросу повышения платы за жилое помещение не проводились.
С целью защиты жилищных прав граждан, прокуратурой района инициирована судебная защита жилищных прав жителей 22 многоквартирных домов.
В настоящее время судом рассмотрены и удовлетворены требования прокурора, более 1 500 собственников произведен перерасчет платы за жилое помещение на сумму более полутора миллионов рублей.
3. Прокуратура Ленинского района г. Красноярска в рамках реализации Комплексного плана декриминализации сферы экологии и природопользования на территории края провела проверку соблюдения законодательства об охране окружающей среды.
Установлено, что вопреки требованиям закона индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим источники выбросов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, допущено превышение нормативов выбросов в период действия неблагоприятных метеорологических условий, источники выбросов эксплуатировались в отсутствие газоочистного оборудования, ряд объектов негативного воздействия не поставлен на государственный учет.
Прокуратурой индивидуальному предпринимателю снесено представление, возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.1 (несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий), ч.3 ст.8.21 (неиспользование оборудования для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух), 8.46 (невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду) КоАП РФ. Виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафов.
По результатам принятых мер нарушения устранены.
4. Прокуратура Ленинского района г. Красноярска в рамках реализации Комплексного плана декриминализации сферы экологии и природопользования на территории края провела проверку соблюдения законодательства об охране окружающей среды.
Установлено, что вопреки требованиям закона двумя индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими источники выбросов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, допущено превышение нормативов выбросов в период действия неблагоприятных метеорологических условий, источники выбросов эксплуатировались в отсутствие газоочистного оборудования, ряд объектов негативного воздействия не поставлен на государственный учет.
По результатам проверки индивидуальным предпринимателям внесены представления, возбуждены дела об административном правонарушении по ст. 8.1, ч.3 ст.8.21, 8.46 КоАП РФ. Виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 37 тыс.рублей.
Фактическое устранение нарушений находится на контроле прокуратуры района.
5. Прокуратура Ленинского района г. Красноярска проведена проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности в деятельности хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих газозаправочную станцию и установки для производства бумаги.
Установлено, что вопреки требованиям закона отсутствуют документы, подтверждающие проведение проверки состояния промышленной безопасности на опасных производственных объектах в 2020 году, не приведены в соответствие организационно-распорядительных документы, устанавливающие правила ведения работ на опасных производственных объектах.
По результатам проверки хозяйствующим субъектам внесены представления, возбуждены дела о об административном правонарушении по ч..1 ст.9.1 КоАП РФ (несоблюдение требований промышленной безопасности). Виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 20 тыс.рублей.
Фактическое устранение нарушений находится на контроле прокуратуры района.
6. Прокуратурой Ленинского района г. Красноярска проведена проверка в КГБУ СО «Красноярский центр социального обслуживания населения «Родник» по результатам которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, в т.ч. при организации питания постояльцев.
Так, проверкой установлено, что учреждением допущено изготовление пищевой продукции не в соответствии с разработанным примерным цикличным меню, имеются нарушения при маркировки продукции, при организации питания не учитываются принципы лечебного питания, снятие бракеража осуществляется не всех блюд. В помещении столовой имеются нарушения целостности гигиенического покрытия, повреждения кафельной плитки, не принято мер, препятствующих проникновению синантропных членистоногих.
На пищеблоке выявлено продовольственное сырье (свежий лук, картофель) с признаками порчи (гнили), что подтверждает отсутствие контроля за продовольственным сырьем, используемым при производстве пищевой продукции.
Отсутствовала товаросопроводительная документация на пищевую продукцию, подтверждающая происхождение, качество и безопасность пищевых продуктов.
По выявленным нарушениям прокуратурой района руководителю учреждения внесено представление, инициирована административная ответственность должностных лиц по ст. 6.6 (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения), ч.1 ст.14.43 КоАП РФ (нарушение требований технических регламентов).
7. По материалам проверки прокуратуры Ленинского района г. Красноярска возбуждено уголовное дело о невыплате заработной платы
Прокуратура Ленинского района г. Красноярска провела проверку соблюдения законодательства о труде в обществе с ограниченной ответственностью «Енисей».
Установлено, что вопреки требованиям закона, в ООО «Енисей» систематически не выплачивалась заработная плата, период задолженности перед 29 работниками превысил 2 месяца, сумма задолженности более 2,3 млн.руб.
Прокуратура в следственный орган направила материалы проверки для решения вопроса об уголовном преследовании. По результатам их рассмотрения возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 145.1 УК РФ (невыплата заработной платы).
Расследование уголовного дела поставлено на контроль прокуратуры района.
8. Прокуратурой Ленинского района г.Красноярска приняты меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших публичное демонстрирование в сети «Интернет» нацистской символики, пропаганда и публичное демонстрирование которой запрещены.
Так, в социальных сетях «Вконтакте», Instagram на своих страницах, которые являлись открытыми и доступными для просмотра неограниченному кругу лиц, двумя гражданами размещены изображения свастики, сопровожденные текстовыми подписями, а также видео- и аудиозаписи.
На основании постановлений прокурора района 2 гражданина судом признаны виновными в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.20.3 КоАП РФ, назначены наказания в виде штрафов.
Прокуратура Ленинского района г.Красноярска в судебном порядке добилась признания недействительным заключенного фиктивного брака.
Установлено, что за день до смерти гражданина Т. им заключен брак с гражданкой А., совместно супруги не проживали.
При этом, гражданин Т. более 10 лет наблюдался в учреждениях здравоохранении по поводу имеющегося заболевания, связанного с расстройством личности сосудистого генеза.
В рамках проверки установлено и подтверждено медицинской документацией, что в период заключения брака гражданин Т. не мог понимать значение своих действий и руководить ими.
В связи с заключением фиктивного брака, судом последний признан недействительным, что явилось основанием для восстановления прав наследников.
По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело о фиктивной постановке на учет более 120 иностранных граждан.
Прокуратура Ленинского района г.Красноярска провела проверку исполнения миграционного законодательства.
Установлено, что гражданка А., в принадлежащем ей жилом помещении площадью 18 кв.м., фиктивно зарегистрировала для проживания 129 иностранных граждан. Фактически жилье иностранцам не предоставлялось.
Прокуратура направила материалы проверки в органы дознания, по результатам их рассмотрения возбуждено уголовное дело по ст. 322.3 УК РФ (фиктивная постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации).
Ход расследования уголовного дела взят прокуратурой под контроль.
В связи с публикацией в СМИ 17.02.2021 репортажа о предстоящем закрытии в микрорайоне Черемушки ГКБУЗ «Красноярская городская поликлиника №6» прокуратурой Ленинского района г.Красноярска организовано проведении проверки.
Установлено, что Министерством здравоохранения края в 2021 году запланировано проведение реорганизации КАУЗ «Красноярская межрайонная больница №5», ГКБУЗ «Красноярская городская поликлиника №6», ГКБУЗ «Красноярская городская поликлиника №12» путем слияния в КАУЗ «Красноярская межрайонная больница №5».
При этом, реорганизованные учреждения в полном объеме сохранят все основные виды деятельности, осуществляемые ими до реорганизации. Ликвидации учреждений (подразделений), изменения их места нахождения, сокращение штата медицинских работников в ходе реорганизации не предполагается.
Медицинская помощь жителям Ленинского района г.Красноярска будет оказываться по территориальному принципу по месту прикрепления.
Прокуратура Ленинского района г.Красноярска разъясняет
Ответственность за фиктивную регистрацию по месту жительства или пребывания иностранного гражданина
На территории Ленинского района на протяжении нескольких лет фиксируется наибольшее количество поставленных на миграционный учет иностранных граждан. Правоохранительными органами ежегодно выявляются факты фиктивной регистрации иностранных граждан, за эти действия наступает уголовная ответственность.
Разъясняю, что фиктивная регистрация по месту жительства - это регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.
За подобные незаконные действия предусмотрена ответственность по ст. 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающая ответственность вплоть до лишения свободы на срок до трех лет.
Фиктивная постановка на учет по месту пребывания, это постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.
Указанные действия образуют состав преступления, за совершение которого предусмотрена ответственность по ст. 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, максимальное наказание предусматривает лишение свободы на срок до 3 лет.
Например, в истекшем периоде 2021 года прокуратурой района инициирована уголовная ответственность гражданки, которая фиктивно поставила на миграционный учет более 120 иностранных граждан в принадлежащей ей квартире.
Дополнительные ограничения на продажу никотиносодержащей продукции, а также устройств для ее потребления
С 28 января 2021 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2020 № 303-ФЗ, установивший новые ограничения в сфере охраны здоровья граждан от последствий потребления никотиносодержащей продукции.
В частности, внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», «О рекламе».
Введена ответственность по ч.3 ст.6.25 КоАП РФ для предпринимателей за неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, в частности речь идет о запрете потреблять никотинсодержащую продукцию вне разрешенных мест работниками или клиентами организации. Данные действия повлекут наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей.
Также запрещается рекламировать, распространять табак, табачные изделия или никотинсодержащую продукцию, устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков, а также осуществлять продажу и устройств для потребления никотиносодержащей продукции вблизи образовательных учреждений, а также дистанционными способами.
Для некоммерческих организаций административный штраф заменен предупреждением
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 08.12.2020 № 410-ФЗ внесены изменения в части назначения наказания некоммерческим организациям.
Так, некоммерческим организациям, а также их работникам, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
Предупреждение устанавливается при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение за совершение правонарушений: распространение владельцем аудиовизуального сервиса материалов, призывающих к экстремистской деятельности или оправдывающих ее; пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской и иной запрещенной атрибутики или символики.
Расширен перечень лиц, которые освобождаются от административной ответственности за нарушение правил регистрации
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713.
Статьями 19.15.1 и 19.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков, а также за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания (жительства) в жилом помещении.
Федеральным законом от 17.02.2021 № 12-ФЗ расширен перечень лиц, которые освобождаются от административной ответственности за совершение указанных правонарушений.
Так, наряду с проживающими совместно с нанимателями или собственниками жилых помещений, имеющими регистрацию по месту жительства в соответствующих жилых помещениях, их супругами, детьми (в том числе усыновлёнными), супругами детей, родителями (в том числе приёмными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками, в указанный перечень включаются также родные братья и сёстры, подопечные, усыновители, опекуны и попечители указанных нанимателей или собственников жилых помещений.
Законодательно закреплено бессрочное право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также отдельных категорий ветеранов боевых действий на поступление в ВУЗы
Федеральным законом от 17.02.2021 №10-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Внесенными изменениями закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также отдельных категорий ветеранов боевых действий на поступление в образовательные учреждения по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных средств в пределах, установленной квоты.
Ранее установленный срок действия гарантии для указанной категории граждан истек 01.01.2021 и предусматривал возможность воспользоваться указанным правом только при условии успешного прохождения вступительных испытаний.
Продлено действие отдельных лицензий и разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 1 января по 31 декабря 2021 года
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2021 № 109 продлено действие лицензий и других разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 1 января по 31 декабря 2021 года.
Изменения касаются лицензий на оказание услуг связи для эфирного телевещания и радиовещания, лицензий на розничную продажу алкоголя при оказании услуг общественного питания, договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В частности, до 1 марта продлен срок обучения и проверки знаний по охране труда для индивидуальных предпринимателей и руководителей организаций, руководителей технического и производственного профиля, их заместителей, специалистов, не занятых организацией, руководством и проведением работ в производственных подразделениях и на рабочих местах.
Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда проводится преимущественно в электронном виде с применением средств дистанционного обучения и обязательной персонификацией работника. Срок действия результатов проведения специальной оценки условий труда, истекающий в период с апреля 2020 года по февраль 2021 года, продлевается до 1 марта 2021 года.
Прокуратура Ленинского района г.Красноярска добилась исключения из тарифов двух ресурсоснабжающих организаций экономически необоснованных доходов на сумму более 13 млн.руб.
Проведенной в 2020 году проверкой установлено, что в расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включены мероприятия, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности.
Например, расходы на добровольное медицинское страхование, нотариальные услуги, выполнение услуг по предоставлению справочной, методической и технической информации, на оформление подписки и доставки периодических печатных изданий и другие услуги.
На основании информации прокуратуры района Министерством тарифной политики края исключены суммы экономически необоснованных доходов из необходимой валовой выручки организаций в 2021 году.
По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело о мошенничестве при получении выплат в отношении бывшего опекуна несовершеннолетнего.
Прокуратура Ленинского района г.Красноярска провела проверку по факту нарушения прав несовершеннолетнего на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Установлено, что опекун ребенка, в последующем отстраненный от исполнения обязанностей опекуна, умолчал о фактах, влекущих прекращение указанных выплат, и продолжал получать за несовершеннолетнего пенсию по случаю потери кормильца, распоряжаться ею по своему усмотрению. Общая сумма незаконно полученных выплат составляет более 140 тысяч рублей.
Материалы проверки направлены в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании. По результатам их рассмотрения возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159.2 УК РФ.
Расследование уголовного дело взято на контроль прокуратуры района.
Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 20.01.2021 года оставлено без изменения решение Ленинского районного суда г.Красноярска от 22.10.2020 по иску прокурора Ленинского района г.Красноярска о возложении обязанности обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны в реестре федерального имущества.
Ранее, прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательств об использовании федеральной собственности.
Установлено, что на территории района расположено защитное сооружение гражданской обороны, состояние которого оценено как неудовлетворительное. В реестре федерального имущества защитное сооружение не учтено, балансодержатель не определен.
Прокуратура Ленинского района г.Красноярска провела проверку соблюдения трудового законодательства.
Установлено, что в связи с систематическими нарушениями сроков выплаты заработной платы перед работниками организации образовалась задолженность по оплате труда в размере более 6 млн.руб. за период с августа по октябрь 2020 года.
В целях восстановления нарушенных трудовых прав работников прокуратурой района принят комплекс мер реагирования: руководителю организации ООО «Глютен» внесено представление; директор общества 19.01.2020 судом привлечен к административной ответственности по ч.7 ст.5.27 КоАП РФ (не выплата заработной платы лицом, ранее подвергнутым административному наказанию).
После вмешательства прокуратуры задолженность по заработной плате погашена.
Кроме этого, в деятельности ООО ЧОП «Славич»выявлены нарушения в части нарушения сроков выплаты заработной платы.
На основании постановления прокурора директор общества судом привлечен к административной ответственности по ч.7 ст.5.27 КоАП РФ (не выплата заработной платы лицом, ранее подвергнутым административному наказанию).
Прокуратура Ленинского района г.Красноярска провела проверку соблюдения законодательства о защите прав предпринимателей.
Установлено, что руководители двух коммерческих организаций обратились в налоговый орган с заявлениями о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц в части адреса местонахождения.
Вопреки требованиям закона, бывший государственный налоговый инспектор составил подложные акты об отсутствии указанных организаций по новым адресам. При этом в актах осмотра в качестве понятых инспектором указаны его знакомые, подписи за которых выполнены им самостоятельно.
В результате незаконных действий организациям было отказано во внесении изменений в ЕГРЮЛ, что повлекло ограничение их самостоятельности, а также незаконное вмешательство в хозяйственную деятельность.
По материалам проверки прокуратуры следственным органом в отношении налогового инспектора возбуждено 2 уголовных дела по признакам преступлений, предусмотренных ч.1 ст.169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности).
19.01.2021 уголовные дела рассмотрены судом с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Прокуратурой Ленинского района г.Красноярска утвержден обвинительный акт в отношении местного жителя.
Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст.213 УК РФ (хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением предмета, используемого в качестве оружия).
По версии дознания, находясь в квартире дома, расположенного в микрорайоне Черемушки, из хулиганских побуждений, грубо нарушая общественный порядок, используя пистолет неустановленного образца, мужчина произвел беспорядочную стрельбу, в результате чего были причинены телесные повреждения малолетнему потерпевшему.
После вручения копии обвинительного акта, уголовное дело направлено в Ленинский районный суд г.Красноярска.
Прокуратурой Ленинского района г. Красноярска по обращению одного из работников Охранной фирмы «Беркут» проведена проверка на предмет соблюдения трудового законодательства. Работники указанной организации осуществляют охрану объекта в г.Канске.
Установлено, что с 11 охранниками официально не оформлены трудовые отношения, имеются нарушения в части полноты и своевременности выплаты заработной платы.
С целью восстановления прав работников прокуратурой района руководителю охранной фирмы внесено представление с требованием оформить трудовые отношения с работниками, произвести выплату заработной платы.
Инициирована административная ответственность юридического лица по факту уклонения от заключения трудовых договоров и не выплаты заработной платы в установленный законом срок.
Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения
Федеральным законом от 30.12.2020 № 526-ФЗ внесены изменения в статью 267 Уголовного кодекса Российской Федерации, которыми усилена уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
В частности, разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно умышленное блокирование транспортных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры либо воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов на путях сообщения, улично-дорожной сети, если эти деяния создали угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан либо угрозу уничтожения или повреждения имущества физических и (или) юридических лиц, влечет уголовную ответственность, предусмотренную ст. 267 УК РФ.
Санкция указанной статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет; обязательные работы на срок до 240 часов; принудительные работы на срок до 1 года; лишение свободы на срок до 1 года.
Указанные деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека, а также смерть одного и более лиц предусматривают ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет.
Административная ответственность за аналогичные правонарушения, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотрена статьей 20.2.2 КоАП РФ.
Изменения вступили в законную силу 10.01.2021.
Ужесточена ответственность за клевету
Федеральным законом от 30.12.2020 № 538-ФЗ в статью 128.1 УК РФ внесены изменения, ужесточающие уголовную ответственность за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (клевету).
В ранее действовавшей редакции ст. 128.1 УК РФ в качестве наказания за клевету могли быть назначены штраф и обязательные работы.
В настоящее время в зависимости от квалифицирующих признаков к видам наказания добавлены принудительные работы, арест и лишение свободы.
В частности, расширен перечень наказаний за клевету, совершенную публично, то есть, содержащуюся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации.
Также введены новые ее виды, а именно, клевета, совершенная публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», либо в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных.
Максимальное наказание за публичную клевету (ч. 2 ст. 128.1 УК РФ) составляет до 2 лет лишения свободы, а за клевету с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 128.1 УК РФ) – до 3 лет лишения свободы.
Если же распространены заведомо ложные сведения о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих, максимальный срок лишения свободы, предусмотренный ч. 4 ст. 128.1 УК РФ, может составить 4 года лишения свободы.
Самое строгое наказание предусмотрено за клевету, соединенную с обвинением лица в совершении преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности либо тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 5 ст. 128.1 УК РФ). Штраф за указанное преступление может быть назначен до 5 миллионов рублей, а срок лишения свободы до 5 лет.
Изменения вступили в силу 10.01.2021.
Новое в законодательстве об охране труда
Федеральным законом от 30.12.2020 № 503-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда», которыми изменен порядок проведения специальной оценки условий труда.
Специальная оценка условий труда выявляет мероприятия по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в т.ч. проведению специальной оценке условий труда, возлагаются на работодателя.
Так, с 30 декабря 2020 года на рабочих местах, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления определенных обстоятельств.
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда является бессрочной в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте.
Если в период действия названной декларации с работников произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены нарушения государственных нормативных требований охраны труда, действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
Решение о прекращении действия декларации принимает Роструд, о чем в срок не позднее 10 календарных дней делается соответствующая запись в реестре деклараций.
За нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Минимальный размер оплаты труда в 2021 году
С 1 января 2021 года Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ увеличен минимальный размер оплаты труда до 12 792 рублей.
При установлении заработной платы работодателю необходимо учитывать также региональный минимальный размер оплаты труда, который в 2021 году в Красноярском крае равен федеральному – 12 792 рубля.
Статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
За выплату заработной платы меньше минимального размера оплаты труда работодатель может быть привлечен к административной и уголовной ответственности.
Например, административная ответственность установлена ч. 6 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Санкция данной статьи предусматривает ответственность в виде предупреждения или административного штрафа на должностных лиц в размере до 20 тысяч рублей; на юридических лиц - до 50 тысяч рублей.
Работодатель, допустивший повторное нарушение трудовых прав работника, касающихся выплаты заработной платы, может быть привлечен к административной ответственности по ч. 7 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Частью 1 статьи 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность. Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года, либо принудительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 1 года.
С 1 февраля 2021 года на владельцев социальных сетей возложены новые обязанности в отношении распространяемой информации
Федеральным законом от 30.12.2020 № 530-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которыми установлены особенности распространения информации в социальных сетях.
С 1 февраля 2021 года владелец социальной сети, доступ к которой в течение суток составляет более 500 тысяч пользователей сети «Интернет» обязан:
- не допускать их использование в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений государственной или иной охраняемой законом тайны, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, экстремистских материалов, материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;
- не допускать распространение информации с целью опорочить граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями;
- соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.
Также владелец социальной сети должен осуществлять ее мониторинг в целях выявления, в том числе:
- материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних;
- информации, склоняющей детей к совершению опасных незаконных действий;
- данных о способах изготовления и использования наркотиков;
- информации о способах совершения самоубийства и призывах к нему;
- рекламе дистанционной продажи алкоголя и интернет-казино;
- информации, которая в неприличной форме оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, выражает явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам госвласти;
- призывах к массовым беспорядкам, экстремизму, терроризму и участию в несогласованных публичных мероприятиях.
В случае выявления такой информации при осуществлении мониторинга социальной сети или по результатам рассмотрения обращения владелец социальной сети обязан незамедлительно принять меры по ограничению доступа к ней.
Пользователь социальной сети, в отношении информации которого приняты меры по ограничению доступа, вправе обратиться к владельцу социальной сети с жалобой, который обязан рассмотреть такую жалобу и направить ответ пользователю социальной сети в течение 3 дней со дня поступления такой жалобы.
Федеральным законом от 30.12.2020 № 511-ФЗ установлена административная ответственность за нарушение порядка ограничения доступа к такой информации и (или) порядка удаления указанной информации.
За неудаление информации с призывами к экстремизму, детской порнографией, а также о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств предусмотрено административное наказание в виде штрафов для граждан - до 200 тысяч рублей, для должностных лиц - до 800 тысяч, для юридических лиц - от 3 млн до 8 млн рублей.