search Поиск по сайту

Памятка по соблюдению организациями требований статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции»

​​​

ПАМЯТКА

по соблюдению организациями требований

статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции»

Настоящая памятка разработана прокуратурой Красноярского края совместно с ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» и направлена на обеспечение надлежащего исполнения организациями требований ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Статья 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» устанавливает ограничение для гражданина, замещавшего должность государственной (муниципальной) службы, при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в течение двух лет после увольнения с государственной (муниципальной) службы. При этом, организации, заключившие с бывшим служащим трудовой или гражданско-правовой договор, обязаны сообщить об этом представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы. Неисполнение данной обязанности влечет административную ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ.

Антикоррупционная обязанность, закрепленная в ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», сформулирована следующим образом: «Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Для того чтобы надлежащим образом исполнить данную обязанность организациям рекомендуется руководствоваться следующим:

Юридиче​ски значимое обстоятельствоКомментарий
1. Антикоррупционная обязанность, закрепленная в ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», возникает при наличии всех указанных ниже условий: ​
1.1. На работу принимается бывший государственный (муниципальный) служащий.При приеме гражданина на работу необходимо установить, замещал ли он в течение двух предшествующих лет по одному из предыдущих мест работы должность государственной (муниципальной) службы.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя:
1) государственную гражданскую службу;
2) военную службу;
3) государственную службу иных видов.
В свою очередь, государственная гражданская служба подразделяется на:
1) федеральную государственную гражданскую службу;
2) государственную гражданскую службу субъекта РФ.
Военная служба и государственная служба иных видов являются видами федеральной государственной службы.
При приеме гражданина на работу важно установить к какому виду службы относится должность, которую гражданин замещал. Организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении РФ, государственной гражданской службы субъекта РФ – в ведении субъекта РФ, муниципальной службы –  в ведении муниципального образования. Сведения о бывшем месте службы гражданина могут содержаться в трудовой книжке, документах воинского учета (военном билете), анкете, заполненной при приеме.
1.2. Должность, которую замещал бывший государственный (муниципальный) служащий, включена в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ.Информация о перечне должностей федеральной государственной (гражданской, военной и иных видов) службы, после замещения которых гражданин в течение двух лет обязан уведомлять нового работодателя о своем бывшем месте работы, содержится в Указе Президента РФ от 21.07.2010 № 925. Перечень должностей государственной гражданской службы субъекта РФ и муниципальной службы устанавливается нормативными правовыми актами субъекта РФ и муниципальными нормативными правовыми актами соответственно. Показателем того, что должность государственной (муниципальной) службы включена в соответствующий перечень, является обязанность служащего представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Антикоррупционная обязанность, закрепленная в ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», не возникает, если в период прохождения службы замещаемая гражданином должность не была включена в соответствующий перечень.
Если при заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим у организации возникают сомнения в том, что должность, которую замещал гражданин, включена в соответствующий перечень, то рекомендуется направить уточняющий запрос по последнему месту его службы до момента заключения договора. До получения ответа на запрос рекомендуется договор с таким работником не заключать и фактически к работе его не допускать.
1.3. С момента увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы прошло менее двух лет.Антикоррупционная обязанность, закрепленная в ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», возникает в случае заключения договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим, если после его увольнения с должности, включенной в перечень (см. п. 1.2 памятки), прошло менее двух лет. Необходимо иметь ввиду, что исчисление двухлетнего периода не зависит от последнего места работы бывшего государственного (муниципального) служащего и количества заключенных им за этот период трудовых или гражданско-правовых договоров. То есть, сообщать о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим по последнему месту его службы должна каждая организация, заключающая с ним договор, в течение двух лет после увольнения со службы.
Антикоррупционная обязанность, закрепленная в ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», не возникает, если к моменту заключения договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим должность, которую он замещал, исключена из соответствующего перечня (см. п. 1.2 памятки).
1.4. С бывшим государственным (муниципальным) служащим планируется заключить трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг).Антикоррупционная обязанность, закрепленная в ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», возникает в случае заключения с бывшим государственным (муниципальным) служащим:
1) трудового договора;
2) гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), стоимость которых превышает 100 тыс. руб. в течение месяца.
Заключение трудового договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим как по основному месту работы, так и по внешнему совместительству влечет возложение на работодателя обязанности, закрепленной в ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», независимо от объема заработной платы, установленной трудовым договором.
В свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст. 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ч. 1 ст. 702 ГК РФ). По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ч. 1 ст. 779 ГК РФ).
Заключение гражданско-правового договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим влечет возложение на работодателя обязанности, закрепленной в ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», в случае, если стоимость выполняемых в организации работ (оказываемых организации услуг) в течение одного месяца превышает 100 тыс. руб. При этом следует учитывать совокупность всех гражданско-правовых договоров, заключенных с организацией, а не каждый из них в отдельности.
Важно иметь ввиду, что несмотря на фактическое заключение гражданско-правового договора, отношения между организацией и бывшим государственным (муниципальным) служащим могут быть признаны трудовыми при наличии следующих признаков:
1) достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя;
2) подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности);
3) обеспечение работодателем условий труда; выполнение работником трудовой функции за плату.
О наличии трудовых отношений может свидетельствовать устойчивый и стабильный характер этих отношений, подчиненность и зависимость труда, выполнение работником работы только по определенной специальности, квалификации или должности, наличие дополнительных гарантий работнику, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения, и пр. (подробнее смотри п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 № 15).
При наличии признаков, которые свидетельствуют о возникновении трудовых отношений между организацией и бывшим государственным (муниципальным) служащим, рекомендуется исполнить антикоррупционную обязанность, закрепленную в ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», независимо от стоимости выполняемых в организации работ (оказываемых организации услуг).
2. При наличии всех указанных выше условий организация обязана сообщить о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим по последнему месту его службы в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29: ​
2.1. Срок сообщения о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим по последнему месту его службы.В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» организация, заключившая трудовой или гражданско-правовой договор с бывшим государственным (муниципальным) служащим, обязана сообщить об этом представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту его службы в течение десяти дней после заключения договора.
Указанный срок исчисляется в календарном порядке и начинает течь со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом либо его фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.
В случае если последний день срока исполнения указанной обязанности приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Указанный срок также относится к ситуации, когда бывший государственный (муниципальный) служащий фактически допускается к работе без надлежащего оформления трудового договора.
2.2. Форма сообщения о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим по последнему месту его службы.Требования к форме сообщения о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим по последнему месту его службы установлены в п. 3 Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 (далее – Правила).
В частности, сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей).
2.3 Содержание сообщения о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим по последнему месту его службы.Требования к содержанию сообщения о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим по последнему месту его службы установлены в п. 5-7 Правил. Сообщение должно содержать строго те сведения, которые предписано в нем указать в соответствии с Правилами. Несмотря на то, что в соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 № 46 нарушение требований к форме и содержанию сообщения о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим по последнему месту его службы может быть признано малозначительным, если не привело к неполучению необходимой для целей Федерального закона «О противодействии коррупции» информации, судебной практике известны случаи, когда к административной ответственности привлекались организации и их должностные лица, не указавшие в сообщении место рождения работника и его должностные обязанности (например, Постановление Верховного Суда РФ от 06.07.2018 № 32-АД18-3). Требования к содержанию сообщения о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим по последнему месту его службы установлены в п. 5-7 Правил. Сообщение должно содержать строго те сведения, которые предписано в нем указать в соответствии с Правилами. Несмотря на то, что в соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 № 46 нарушение требований к форме и содержанию сообщения о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим по последнему месту его службы может быть признано малозначительным, если не привело к неполучению необходимой для целей Федерального закона «О противодействии коррупции» информации, судебной практике известны случаи, когда к административной ответственности привлекались организации и их должностные лица, не указавшие в сообщении место рождения работника и его должностные обязанности (например, Постановление Верховного Суда РФ от 06.07.2018 № 32-АД 18- 3).
3. Действие трудового или гражданско-правового договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим может быть ограничено при наличии следующих условий: ​
3.1. Гражданин, с которым организация заключила трудовой или гражданско-правовой договор, в период прохождения государственной (муниципальной) службы выполнял отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией.В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» если в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного (муниципального) служащего входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления в отношении нового работодателя, то заключить трудовой или гражданско-правовой договор с таким гражданином возможно только при наличии согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов по последнему месту его службы.
Под функциями государственного, муниципального (административного) управления организацией в соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» понимаются полномочия государственного (муниципального) служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (ши) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Отсутствие согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на трудоустройство бывшего гражданского (муниципального) служащего влечет признание трудового договора с организацией незаключенным в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Для того чтобы избежать данной ситуации, рекомендуется запросить у бывшего государственного (муниципального) служащего согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов на трудоустройство в данную организацию. Указанное согласие следует приобщить к личному делу работника. Если согласие комиссии по каким-либо причинам отсутствует, то рекомендуется не заключать трудовой или гражданско-правовой договор с указанным гражданином до получения положительного решения комиссии.
3.2. Гражданин, с которым организация заключила трудовой или гражданско-правовой договор, не сообщил сведения о последнем месте своей службы при заключении соответствующего договора.В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» бывший государственный (муниципальный) служащий в течение двух лет после увольнения обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Невыполнение указанной обязанности в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора, заключенного с гражданином.
Для того чтобы избежать данной ситуации, рекомендуется запросить у бывшего государственного (муниципального) служащего письменное сообщение о последнем месте службы ши включить соответствующий вопрос в анкету, заполняемую при трудоустройстве. Указанное сообщение (анкету) следует приобщить к личному делу работника.

​​​Памятка прокуратуры



Дата публикации (изменения): 06.07.2018 (06.07.2018)
Просмотров за год (всего): 77 (77)