Юридически значимое обстоятельство | Комментарий |
1. Антикоррупционная обязанность, закрепленная в ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», возникает при наличии всех указанных ниже условий: |
1.1. На работу принимается бывший государственный (муниципальный) служащий. | При приеме гражданина на работу необходимо установить, замещал ли он в течение двух предшествующих лет по одному из предыдущих мест работы должность государственной (муниципальной) службы. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя: 1) государственную гражданскую службу; 2) военную службу; 3) государственную службу иных видов. В свою очередь, государственная гражданская служба подразделяется на: 1) федеральную государственную гражданскую службу; 2) государственную гражданскую службу субъекта РФ. Военная служба и государственная служба иных видов являются видами федеральной государственной службы. При приеме гражданина на работу важно установить к какому виду службы относится должность, которую гражданин замещал. Организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении РФ, государственной гражданской службы субъекта РФ – в ведении субъекта РФ, муниципальной службы – в ведении муниципального образования. Сведения о бывшем месте службы гражданина могут содержаться в трудовой книжке, документах воинского учета (военном билете), анкете, заполненной при приеме.
|
1.2. Должность, которую замещал бывший государственный (муниципальный) служащий, включена в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ. | Информация о перечне должностей федеральной государственной (гражданской, военной и иных видов) службы, после замещения которых гражданин в течение двух лет обязан уведомлять нового работодателя о своем бывшем месте работы, содержится в Указе Президента РФ от 21.07.2010 № 925. Перечень должностей государственной гражданской службы субъекта РФ и муниципальной службы устанавливается нормативными правовыми актами субъекта РФ и муниципальными нормативными правовыми актами соответственно. Показателем того, что должность государственной (муниципальной) службы включена в соответствующий перечень, является обязанность служащего представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Антикоррупционная обязанность, закрепленная в ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», не возникает, если в период прохождения службы замещаемая гражданином должность не была включена в соответствующий перечень. Если при заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим у организации возникают сомнения в том, что должность, которую замещал гражданин, включена в соответствующий перечень, то рекомендуется направить уточняющий запрос по последнему месту его службы до момента заключения договора. До получения ответа на запрос рекомендуется договор с таким работником не заключать и фактически к работе его не допускать.
|
1.3. С момента увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы прошло менее двух лет. | Антикоррупционная обязанность, закрепленная в ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», возникает в случае заключения договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим, если после его увольнения с должности, включенной в перечень (см. п. 1.2 памятки), прошло менее двух лет. Необходимо иметь ввиду, что исчисление двухлетнего периода не зависит от последнего места работы бывшего государственного (муниципального) служащего и количества заключенных им за этот период трудовых или гражданско-правовых договоров. То есть, сообщать о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим по последнему месту его службы должна каждая организация, заключающая с ним договор, в течение двух лет после увольнения со службы. Антикоррупционная обязанность, закрепленная в ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», не возникает, если к моменту заключения договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим должность, которую он замещал, исключена из соответствующего перечня (см. п. 1.2 памятки).
|
1.4. С бывшим государственным (муниципальным) служащим планируется заключить трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). | Антикоррупционная обязанность, закрепленная в ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», возникает в случае заключения с бывшим государственным (муниципальным) служащим: 1) трудового договора; 2) гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), стоимость которых превышает 100 тыс. руб. в течение месяца. Заключение трудового договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим как по основному месту работы, так и по внешнему совместительству влечет возложение на работодателя обязанности, закрепленной в ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», независимо от объема заработной платы, установленной трудовым договором. В свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст. 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ч. 1 ст. 702 ГК РФ). По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ч. 1 ст. 779 ГК РФ). Заключение гражданско-правового договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим влечет возложение на работодателя обязанности, закрепленной в ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», в случае, если стоимость выполняемых в организации работ (оказываемых организации услуг) в течение одного месяца превышает 100 тыс. руб. При этом следует учитывать совокупность всех гражданско-правовых договоров, заключенных с организацией, а не каждый из них в отдельности. Важно иметь ввиду, что несмотря на фактическое заключение гражданско-правового договора, отношения между организацией и бывшим государственным (муниципальным) служащим могут быть признаны трудовыми при наличии следующих признаков: 1) достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя; 2) подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности); 3) обеспечение работодателем условий труда; выполнение работником трудовой функции за плату. О наличии трудовых отношений может свидетельствовать устойчивый и стабильный характер этих отношений, подчиненность и зависимость труда, выполнение работником работы только по определенной специальности, квалификации или должности, наличие дополнительных гарантий работнику, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения, и пр. (подробнее смотри п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 № 15). При наличии признаков, которые свидетельствуют о возникновении трудовых отношений между организацией и бывшим государственным (муниципальным) служащим, рекомендуется исполнить антикоррупционную обязанность, закрепленную в ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», независимо от стоимости выполняемых в организации работ (оказываемых организации услуг).
|
2. При наличии всех указанных выше условий организация обязана сообщить о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим по последнему месту его службы в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29: |
2.1. Срок сообщения о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим по последнему месту его службы. | В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» организация, заключившая трудовой или гражданско-правовой договор с бывшим государственным (муниципальным) служащим, обязана сообщить об этом представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту его службы в течение десяти дней после заключения договора. Указанный срок исчисляется в календарном порядке и начинает течь со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом либо его фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. В случае если последний день срока исполнения указанной обязанности приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Указанный срок также относится к ситуации, когда бывший государственный (муниципальный) служащий фактически допускается к работе без надлежащего оформления трудового договора.
|
2.2. Форма сообщения о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим по последнему месту его службы. | Требования к форме сообщения о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим по последнему месту его службы установлены в п. 3 Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 (далее – Правила). В частности, сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей).
|
2.3 Содержание сообщения о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим по последнему месту его службы. | Требования к содержанию сообщения о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим по последнему месту его службы установлены в п. 5-7 Правил. Сообщение должно содержать строго те сведения, которые предписано в нем указать в соответствии с Правилами. Несмотря на то, что в соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 № 46 нарушение требований к форме и содержанию сообщения о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим по последнему месту его службы может быть признано малозначительным, если не привело к неполучению необходимой для целей Федерального закона «О противодействии коррупции» информации, судебной практике известны случаи, когда к административной ответственности привлекались организации и их должностные лица, не указавшие в сообщении место рождения работника и его должностные обязанности (например, Постановление Верховного Суда РФ от 06.07.2018 № 32-АД18-3). Требования к содержанию сообщения о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим по последнему месту его службы установлены в п. 5-7 Правил. Сообщение должно содержать строго те сведения, которые предписано в нем указать в соответствии с Правилами. Несмотря на то, что в соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 № 46 нарушение требований к форме и содержанию сообщения о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим по последнему месту его службы может быть признано малозначительным, если не привело к неполучению необходимой для целей Федерального закона «О противодействии коррупции» информации, судебной практике известны случаи, когда к административной ответственности привлекались организации и их должностные лица, не указавшие в сообщении место рождения работника и его должностные обязанности (например, Постановление Верховного Суда РФ от 06.07.2018 № 32-АД 18- 3). |
3. Действие трудового или гражданско-правового договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим может быть ограничено при наличии следующих условий: |
3.1. Гражданин, с которым организация заключила трудовой или гражданско-правовой договор, в период прохождения государственной (муниципальной) службы выполнял отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией. | В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» если в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного (муниципального) служащего входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления в отношении нового работодателя, то заключить трудовой или гражданско-правовой договор с таким гражданином возможно только при наличии согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов по последнему месту его службы. Под функциями государственного, муниципального (административного) управления организацией в соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» понимаются полномочия государственного (муниципального) служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (ши) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений. Отсутствие согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на трудоустройство бывшего гражданского (муниципального) служащего влечет признание трудового договора с организацией незаключенным в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Для того чтобы избежать данной ситуации, рекомендуется запросить у бывшего государственного (муниципального) служащего согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов на трудоустройство в данную организацию. Указанное согласие следует приобщить к личному делу работника. Если согласие комиссии по каким-либо причинам отсутствует, то рекомендуется не заключать трудовой или гражданско-правовой договор с указанным гражданином до получения положительного решения комиссии.
|
3.2. Гражданин, с которым организация заключила трудовой или гражданско-правовой договор, не сообщил сведения о последнем месте своей службы при заключении соответствующего договора. | В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» бывший государственный (муниципальный) служащий в течение двух лет после увольнения обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Невыполнение указанной обязанности в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора, заключенного с гражданином. Для того чтобы избежать данной ситуации, рекомендуется запросить у бывшего государственного (муниципального) служащего письменное сообщение о последнем месте службы ши включить соответствующий вопрос в анкету, заполняемую при трудоустройстве. Указанное сообщение (анкету) следует приобщить к личному делу работника. |