search Поиск по сайту
08.05.2020

Лучшие городские школы отдали под госпитали

​Старейшие школы города показали архивные кадры времён великой отечественной войны. Многие учреждения в то время уступили свои задания эвакогоспиталям. Как правило, это были новые каменные здания с большими окнами и просторными светлыми классами. В большинстве новых школ было центральное отопление, водопровод и местная канализация.


В первые годы войны по всей стране открылись более двух тысяч эвакуационных госпиталей на миллион коек. К осени 1942 в Красноярском крае действовало 46 госпиталей, которые были готовы принять почти 19 тысяч пациентов. 


Самый большой эвакогоспиталь № 1515 на 800 коек занял здания школ № 7 (сейчас лицей № 28,), № 10, № 11 (гимназия № 16). Общехирургический эвакогоспиталь № 983 разместился в зданиях школ № 47 и 48 (гимназия № 11). Школы № 4, 14 (образовательный комплекс «Покровский»), 36, 40 (лицей № 11) уступила свои помещения эвакогоспиталям № 987, 3489, 3347, 3470 соответственно.


В зданиях были оборудованы пищеблок, санпропускник, операционная, перевязочная, зубной кабинет, отделение лечебной физкультуры, лаборатория. В госпиталях работали хирург, рентгенолог, физиотерапевт, перевязочная сестра, инструктор ЛФК, стоматолог, аптекари, медсестры, санитары.

Рабочий день у медперсонала был неограничен. В связи с этим большинство работников страдали от переутомления и истощения. 


По воспоминаниям начмеда госпиталя № 1515 Надежды Бранчевской, рабочий день длился по 12 часов и больше: «Уходила я из госпиталя домой в одиннадцать вечера, а приходила утром, к семи часам. Но был общий настрой, единение и даже азарт в работе. Все старались сделать как можно лучше и в срок».


Один из самых знаменитых хирургов, Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, учил медицинский персонал «человеческой хирургии». С каждым раненым он знал лично, помнил каждого в лицо, держал в памяти все подробности операции и послеоперационного периода. «Тяжело переживаю смерть больных после операции, – писал Войно-Ясенецкий сыну. – Было  три смерти в операционной, и они меня положительно подкосили. Тебе как теоретику неведомы эти мучения, а я переношу их все тяжелее и тяжелее».


Однако помочь раненым стремились решительно все, не только медики. Так, например, в один из дней в эвакогоспитале сломались сразу два стареньких автобуса. Ночью должен был прибыть поезд с ранеными,  времени на ремонт не было.


Было принято решение расставить  сотрудников госпиталя по маршруту от станции до госпиталя, чтобы те поочередно несли раненых на носилках. Однако ночью на улицу вышел чуть ли не весь Красноярск. Люди встали в живую цепочку и бережно передавали раненых бойцов из рук в руки. Заслуженный врач Валентина Суходольская в последствие вспоминала: «Казалось, что силы оставляют тебя, но никто не ушел из цепочки, пока не вынесли из вагона последнего раненного».


Самыми ходовыми хирургическими инструментами в госпиталях были пилы, молотки, скальпели, пинцеты, зажимы, ранорасширитель, крючки, ножницы, иглы. В качестве наркоза использовали эфир и хлороформ.  Причем его давали только во время операций. Перед обработкой ран пациентам  давали выпить спирт. «Под крикоином», так называли алкогольное обезболивание врачи.


В постоянном дефиците были костыли, запчасти для рентген аппаратуры и физиотерапевтических установок, не хватало рентгенпленки, сульфита, карболки. Пациенты жаловались на однообразие пищи, отсутствие соли, сахара и сливочного масла.

Однако госпитали получали шефскую помощь. Шефами становились заводы, предприятия, учреждения культуры, колхозы и совхозы. На помощь раненным приходили даже самые маленькие школьники.


Шефские организации оказывали помощь в снабжении, проводили культмассовые мероприятия, организовывали дежурства в палатах тяжелобольных.

Колхозы и совхозы доставляли в госпитали мясо, сало, масло, яйца, овощи, ягоды, варенье. Из Тувы поступали облепиха, мясо, рыба, дичь.

Госпитали не только принимали помощь, но и сами помогали фронту. Так, например, в свободное от работы время медсестры и санитарки вязали теплые носки и варежки для бойцов Красной Армии.


Чтобы отвлечь раненных от последствий тяжелых ранений, психологических травм, воспоминаний о передовой, эвакогоспитали организовывали досуг.

По госпиталям активно «гастролировали» актёры и вокальные ансамбли. Педагогический институт помогал выпускать стенгазету. Енисейское речное пароходство предоставляло катера для речных прогулок. Летом пациентов водила на «Столбы»,  а зимой совершали лыжные «вылазки».


Каждый день в госпитали приходили школьники. Дети выступали перед пациентами, устраивали небольшие концерты, пели песни и читали стихи.


В госпиталях собирались мини библиотеки с агитационной литературой. Прямо в палатах демонстрировались фильмы и киносборники. Выздоравливающим бойцам читали лекции и доклады, организовывали большое количество встреч.

Прямо в госпиталях организовывали клубы, в которых можно было послушать музыку, почитать газеты или поиграть в настольные игры. Для раненых организовали хоровые, театральные, шахматные кружки.

Младшие дети каждый день приходили в классы, в которых еще совсем недавно учились, и выступали перед пациентами.


За годы войны необходимую помощь получили почти 190 тысяч больных и раненых.


Дополнительная информация для СМИ:
Тимашёва Евгения, 2413240


 

Дата публикации (изменения): 06.07.2018 (06.07.2018)
Просмотров за год (всего): 77 (77)