search Поиск по сайту

Антиэкстремистское законодательство в России

Экстремизм: История и современность  Антиэкстремистское законодательство в России Влияние кризисных явлений на возникновение деструктивных социальных процессов ​Аналитический отчет по результатам социологического исследования «Распространённость проявлений экстремизма в Красноярске, состояние проблемы»​

Назревание идеи создания чистокровного национального государства послужило идеологической подоплекой развязывания Второй Мировой Войны.  «Чужими» в данном случае оказались все те, кто не принадлежал определенной нации и не разделял политические взгляды «наших». После капитуляции Германии и Японии фашизм, как проявление расовой и национальной дискриминации, был осужден большинством политических и общественных представителей мирового сообщества. Однако,  последователи идеологов «чистой расы», уйдя на какое-то время в подполье, не прекратили своей деятельности.
Вслед за окончанием Второй мировой войны последовал мощнейший мировой экономический кризис, именуемый как «период великой депрессии», последствия которого непременно отразились и на общественной жизни.
В  1960-е годы в США возрождается «Ку клус клан», появляются «хиппи», «рокеры», в Великобритании – «теды», «моды», «скинхеды», в Италии – «красные бригады», в СССР – «стиляги».
Движение «Скинхеды» (от англ. skinhead – «бритая голова»), появившееся и у нас в России, первоначально практически ничего общего с фашизмом, расизмом и антисемитизмом не имели. Скинхеды «первой волны» были молодежной субкультурой рабочих районов Британии, которая возникла как молодежный протест против официальной буржуазной культуры. Единственное, что их в какой-то мере связывало с нацизмом – это протест против привлечения британскими промышленниками дешевой иностранной рабочей силы, создающей дополнительную конкуренцию на рынке труда, а так же нелюбовь к «пакам» (выходцы из Пакистана), которая основывалась не расистских идеях6, а на отношениях между рабочим классом и лавочниками, т.к. «паки» не работали на фабриках и заводах, а поголовно занимались торговлей, селясь обособленно, в отдельных кварталах и, не смешиваясь с местным населением.
Самое интересное, что скинхеды «первой волны» любили чернокожих. Они слушали «музыку черных» реггей и рок-стеди, блюз. Именно скинхеды «открыли» и сделали мировой звездой легендарного певца реггей Боба Марли. В клубах и на концертах скинхеды толклись вперемежку с мулатами и неграми – и никаких конфликтов не было. Выходцы из Вест-Индии жили в тех же кварталах, работали на тех же заводах, учились в тех же школах, говорили на том же молодежном сленге... Даже сама прическа скинхедов была скопирована с прически чернокожих «руди-бойз» (молодежная субкультура Ямайки). В отчаянных драках скинхедов с рокерами на рубеже 70-х чернокожие вест-индцы участвовали плечом к плечу с англосаксами и ирландцами: дети рабочих против детей буржуазии7 .
Чтобы подчеркнуть свою классовую принадлежность, скинхеды выработали собственный стиль одежды: «донки» – теплая грубошерстная куртка или полупальто со вставками из кожи, грубые брюки (одежда докеров) и тяжелые прочные высокие ботинки строительных рабочих и докеров, желательно с носком, армированным сталью8 .
Скинхеды «второй волны» появились в Англии в конце 70-х годов. Это был продукт разложения движения панков. Одновременно экономику страны постиг жестокий кризис, повлекший за собой падение правительства лейбористов и приход к власти «железной леди» Маргарет Тэтчер. Пытаясь «оздоровить» экономику по рецептам «чикагской школы», правительство консерваторов вовсю закрывало предприятия (пыталось ликвидировать целые отрасли - например, угледобычу), урезало или вовсе отменяло социальные пособия. Безработица выросла до невиданных размеров.
Города Британии стали ареной массовых молодежных бунтов. Насилие превратилось в повседневность: неделю за неделей британское TV показывало горящие автомашины, разбитые, разгромленные, подожженные витрины магазинов, истекающих кровью подростков и полицейских, улицы, затянутые облаками слезоточивого газа.
К середине 80-х целые графства в Англии превратились в «зоны социального бедствия» (их стыдливо называли «депрессивными регионами»). Именно в этих «депрессивных регионах» и расцвела субкультура скинхедов «второй волны». Дети безработных, сами безработные, подростки из «депрессивных регионов» не видели никаких перспектив – они знали, что работы нет и не будет, денег нет и не будет. Единственным развлечением было подраться с другими такими же – но из соседнего района.
Так установился новый канон одежды скинхеда. В этой одежде все строго функционально, приспособлено для «стритфайтинга» – уличной  драки: плотные черные джинсы, дешевые, прочные, на которых плохо видны грязь и кровь; тяжелые шнурованные армейские башмаки на толстой подошве, удобные для бега и являющиеся оружием в драке; короткие куртки – «бомберы» без воротника, чтобы противнику не за что было ухватиться; бритая или стриженая «под ноль» голова, чтобы противник (или полиция) не могли схватить за волосы. Ничего лишнего: никаких очков, никаких значков, никаких сумок, погончиков, клапанов - ничего, что мешает увернуться из рук противника.
В это же время в Великобритании активизировались неофашисты. Национальный фронт и другие ультраправые устраивали уличные шествия и нападали на «цветных» – азиатов, африканцев, выходцев из Вест-Индии. Протестующие обвиняли в свирепствующей безработице не правительство Тэтчер, а иммигрантов – «цветных»: мол, понаехали тут всякие, заняли наши рабочие места. Правительство Тэтчер это устраивало.
Ряды Национального фронта быстро росли. Фронт даже выиграл кое-где на муниципальных выборах, потеснив консерваторов. Неофашисты развернули активную агитработу среди молодежи и не обошли своим вниманием скинхедов.
Для скинхедов неофашисты быстро стали образцом для подражания. Фашисты дали деньги на создание скин-клубов. Самодеятельные скин-группы, стали петь песни на откровенно расистские тексты в сите «хой» 9. Излюбленным лозунгом скинхедов стал лозунг «Сохраним Британию белой!». Сформировалось понятие «наци-скин»10 .
Движение «наци-скинов» быстро разрасталось и получило распространение в странах Западной Европы, а так же в США, где, соединившись с «ку клус кланом», приобрело еще более агрессивные формы.
Весомую роль в распространении движения «наци-скинов» сыграли средства массовой информации. Например, из года в год британские газеты писали, что брайтонские скины скандируют на стадионах «Зиг хайль!», хотя на самом деле те скандировали «Си-галс!» («Чайки» – название брайтонской футбольной команды). Однажды скинхеды «первой волны» даже подали в суд на Би-Би-Си: компания сделала заставкой сериала о расистах картинку с бушующими скинами, под лозунгом «Раса - вот наша религия!». Оказалось, что снимок был сделан на концерте черного певца Лорила Эткина, а «беснующиеся расисты» были всего-навсего его поклонниками!11
Развал СССР в конце 1980-х годов и, последовавший вслед за этим событием, сначала политический, а затем затяжной экономический кризис, а так же «открытие» границ, способствовали возникновению в России потребности у народных масс в поиске «чужих», виновных в их бедственном положении – в лице «зарвавшихся» политиков, чиновников, олигархов, иностранцев и иноверцев.
Отвергнув полностью Марксизм и Ленинизм, на идеологическом пустыре России тут же стали вырастать и множиться сорняки: фашизм в различных его проявлениях (скинхеды, неофашисты, национал-большевистская партия, русское национальное единство и т.д.); религиозные течения, разрушающие человеческую психику, попирающие моральные и нравственные устои (аум синрике, вакхабизм, ашрам шамбала, сатанизм и др.); политические партии, отвергающие ценностные и демократические начала Конституции РФ.
Новоиспеченные лидеры этих объединений, движений и партий, не успевшие занять себе место в государственных и общественных сферах либо не подходящие для этой работы по моральным и психическим качествам, объявили себя альтернативой или оппозицией официально существующим структурам.
Для привлечения народных масс в свои объединения активно применяются современные полит- и психотехнологии с использованием образов: угнетенного официальной властью, патриота, истинно верующего, освободителя, прорицателя и т.д. Наиболее подверженной этому влиянию оказалась молодежь. Не имея устойчивых жизненных приоритетов и принципов, юноши и девушки, в основном из неблагополучных семей, где проповедовался духовный и правовой нигилизм, начали активно усваивать идеи, предлагаемые в весьма доступной форме на улицах и в средствах массовой информации.
С целью сохранения своего положения, лидерам альтернативных и оппозиционных общественных объединений выгодно поддержание такого противостояния. Не редко, помощь финансовая и идеологическая (в виде различных инструкторов) для поддержания противостояния оказывается таким лидерам из-за рубежа.
Так, в начале 1990-х годов в Москве существовал филиал английской скин-организации «Blood & Honor»12 , численность которой составляла несколько десятков человек. Религиозные организации «Свидетели Иеговы»13 , действующие в России, являются  структурными подразделениями и финансируется зарубежной церковью «Свидетели Иеговы» («Общество Сторожевой Башни», штаб-квартира г. Нью-Йорк, США).
В апреле 2010 года в г. Норильске Красноярского края группа подростков наклеила на фасадах домов листовки с изображением человека, похожего на Президента РФ Д.А. Медведева и надписью «Террорист». В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что образцы данных листовок были скачаны с сайта Avtonom.org, расположенного на хосте, физический адрес которого находится в г. Сиэтле штата Вашингтон США, а так же с сайта http://punxunite.ru, расположенного на хосте зарегистрированного в г. Эрфурт ФРГ.
Результатом «такой «помощи» стали экстремистские публичные акции, массовые народные волнения и столкновения с органами правопорядка, коллективные уходы в секты и отказ от исполнения своих гражданских обязанностей, террор в отношении граждан неславянской внешности. Особенно массовое распространение в России приобрел этнический экстремизм, принявший в нашей стране политический окрас.


6 Пакистанцы – относятся к индоариям и являются представителями «арийской» расы. (авт.)

9 На молодежном британском сленге «кокни» слово «хой» означает  окрик, наподобие нашего: «Эй, мужик!».

12 Групповой молодежный экстремизм: Криминологическое исследование: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.08 - Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное право /А. Т.Сиоридзе ; науч. рук. В. Е. Эминов. -М.,2007. С. 15.

13 Членам «Свидетели Иеговы» рекомендуется, как можно реже вступать во взаимоотношения с внешним миром, избегать голосований, занятия выборных должностей, прохождения воинской или  альтернативной гражданской службы, отказываться от переливания крови. (авт.)

 


Дата публикации (изменения): 06.07.2018 (06.07.2018)
Просмотров за год (всего): 77 (77)