search Поиск по сайту

Выступления, доклады, обзоры

 
Выступление на тему «О ситуации
в сфере обращения с отходами в г. Красноярске» на межрегиональной конференции «Город. ЖКХ. Экология»
 г. Красноярск 14.05.2014
 
(Морозова Н.Н. – начальник отдела по охране окружающей среды департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска)
 
   Первый санкционированный полигон ТБО «Автоспецбаза» был построен на левобережье Красноярска в 1986 году и эксплуатируется до настоящего времени. Спустя 12 лет образован правобережный участок по приему ТБО на объекте «Шинник» в Ленинском районе. Эти даты по праву можно считать началом формирования кластерного подхода в сфере обращения с отходами, но для развития данного понятия, как это мы сейчас понимаем, потребовалось 28 лет.
   Развитие с 1998 года природоохранного законодательства с разграничением муниципальных и государственных полномочий, целенаправленная политика по созданию инфраструктурных объектов и растущая заинтересованность бизнеса позволили выйти на новую ступень управления отходами. При этом одним из методов управления отходами на муниципальном уровне является информационный метод, основанный на сборе, анализе и обобщении экологической информации с созданием доступного и достоверного информационного ресурса для органов власти, предпринимательского сектора и населения.
   К настоящему времени в городе созданы необходимые условия для безопасного обращения с отходами. Наравне с полигонами ТБО в городе работают более десятка ведомственных площадок для хранения отходов, замыкающих технологические циклы. На общегородские нужды запитано 4 объекта размещения отходов с рекультивацией карьерных выработок.
   Необходимо отметить, что площадь земель, занимаемая полигонами в черте города, с годами не увеличивается и составляет 365,0 га. Муниципальная политика ориентирована не на расширение полигонов, а на вовлечение отходов в хозяйственный оборот.
  Серьезным достижением является создание в краевом центре  совершенной инфраструктуры по обезвреживанию медицинских, биологических, ртутьсодержащих и радиоактивных отходов, развитие бизнеса по транспортировке, сортировке ТБО и переработке вторичных материальных ресурсов.
      Справка.
   Согласно данным владельцев объектов размещения отходов в 2013 году на полигонах размещено 797,5 тыс. тонн отходов, в том числе промышленных 502,0 тыс. тонн и 295,5 тыс. тонн отходов потребления.
   По пути на полигоны из общей массы ТБО извлечено в виде вторсырья до 63 тыс. тонн. С учетом этого объем образования ТБО составил порядка 366,0 тыс. тонн при общем количестве бытовых и промышленных отходов 868,0 тыс. тонн. Обобщенные данные по ТБО подтверждаются усредненными нормативами образования отходов на одного жителя для крупных городов исходя из численности населения 1035 тыс. жителей и норматива накопления ТБО по СНиП до 360 кг/год на человека.
   До 40% ТБО с левобережной части города поступает на мусоросортировочный завод ООО «Чистый город», введенный в эксплуатацию в 2011 году, где по результатам сортировки извлечено 7,4 тыс. тонн (6,3 %) вторичных материальных ресурсов.
  Вывоз отходов в г. Красноярске осуществляется производственным и коммерческим транспортом. Услуги по вывозу ТБО оказывают 12 и по вывозу ЖБО - 16 частных компаний.
  На сегодняшний день в городе работает порядка 30 коммерческих структур и организаций, имеющих опыт сбора, утилизации и переработки вторичных материальных ресурсов с получением готовой продукции и вторичного сырья. По данным предпринимателей, осуществляющих сбор и переработку вторичных материальных ресурсов из отходов, в 2013 году собрано порядка 100 тыс. тонн утильных компонентов, в том числе по видам:
- макулатура – 28529,9 тонн (28,3%);
- отходы полимеров и пластмасс – 8648,2 тонны (8,65%);
- стекло – 23950,68 тонн (24%);
- отработанные масла – 541,5 тонн (0,5%);
- отработанные аккумуляторы – 485,8 тонн (0,5%);
- металлолом упаковочный – 1594,9 тонн (1,6%);
- электронный скрап (отходы оргтехники) – 31 тонна;
- древесные отходы промышленного производства – 7939,0 тонн (8%);
- сухая зола, золошлаки ТЭЦ – 26361,0 тонна (26,3%); 
- отработанные покрышки – 90 тонн.
   Отходы резины и автомобильные покрышки могут быть сданы на захоронение, обезврежены термическим путем, либо направлены на переработку, что является наиболее предпочтительным и совершенно бесплатным для сдатчиков. Переработка шин осуществляется на предприятиях ООО «УЮТ» (п. Березовка) и ООО «Рост Капитал» (ул.Энергетиков, 73а стр. 30).
  Для оказания услуг по приему вторичных материальных ресурсов в районах города рассредоточено 55 приемных пунктов.
   Работа по устранению опасных загрязнений на территории общего пользования организуется главным управлением по ГО, ЧС и ПБ города и обеспечивается за счет средств виновных лиц, а в случае невозможности их выявления - за счет средств резервного фонда администрации города. На базе специализированных организаций ООО «Экоресурс» и ЗАО «Зеленый город» созданы группы быстрого реагирования по устранению ртутных загрязнений по заявкам предприятий и жителей города.
  С 2006 года в городе задействовано термическое обезвреживание медицинских и биологических отходов, а в 2013 году введено в эксплуатацию новое производство по высокотемпературному обезвреживанию (уничтожению) отходов 1-5 классов опасности.
     Справка.
   В 2013 году для термического обезвреживания сдано 507,36 тонн медицинских отходов и 5 тысяч тонн просроченных и непригодных к использованию лекарственных препаратов.
   В биотермические ямы (скотомогильник) на городском полигоне ТБО для обезвреживания направлено порядка 10 тысяч тел безнадзорных животных общим весом 193 тонны, доставлено для термического уничтожения на специализированные объекты 25,89 тонн биологических отходов. Итого на уничтожение направлено 219 тонн биологических отходов.
   Для демеркуризации сдано 5066 ртутных термометров, 731682 шт. отработанных ртутьсодержащих ламп. По сравнению с предыдущим годом количество сданных ламп для обезвреживания увеличилось на 59359 шт.
  Приведенные цифры свидетельствуют о возрастающем уровне экологической культуры на производственном и бытовом уровнях, соблюдении установленных правил все большим количеством абонентов.
 Прием отработанных ртутных ламп от населения осуществляется непосредственно в специализированных организациях, на обменных пунктах, которых в городе насчитывается 30, а также в управляющих компаниях и ТСЖ в виде платных или безвозмездных услуг. Принцип работы обменных пунктов не влечет бюджетных затрат и вложения средств управляющих организаций, основан на приобретении новых ламп достойного качества по выгодной цене при условии сдачи неповрежденной старой лампы. Данный вид услуги доступен для граждан и мелких предпринимателей. В год открытия первых обменных пунктов 2012 году в порядке обмена сдано около 2 тысяч отработанных энергосберегающих ламп, а в 2013 году – 4,7 тысячи.
  Разливы нефти и нефтепродуктов в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами города классифицируются как чрезвычайные ситуации. В случае возникновения угрозы загрязнения окружающей среды, нарушения условий жизнедеятельности населения при невозможности установить виновное лицо разливы нефтепродуктов устраняются за счет средств резервного фонда города.
     Справка.
  В настоящее время работа по приему и обезвреживанию нефтепродуктов осуществляется на 4 объектах (ОАО «Красноярскнефтепродукт», ООО «ЮРМА-М», ЗАО «Зеленый город» и ООО «Прогресс»). В 2013 году для повторного использования принято 194 тонны отработанных масел и 604 тонны отработанных нефтепродуктов для обезвреживания.
Необходимо подчеркнуть, что гармоничному развитию в организации сбора и вывоза отходов мешают следующие недостатки:
   1. Не налажена системная организация вывоза ТБО с территорий частной застройки, от индивидуальных жилых домов, садоводческих товариществ и гаражных массивов.
  Отдельные схемы в данном направлении практикуются в городе, но стабильная работа не налажена. К тормозящим факторам относится отсутствие четких законодательных норм в отношении владельцев индивидуальных жилых домов, недостаточность контроля и полномочий по исполнению установленных требований, нежелание владельцев индивидуальной жилой застройки оплачивать услуги по вывозу отходов, отсутствие унифицированных механизмов взимания платы, ориентированной инфраструктуры и заинтересованности бизнеса.
     Справка.
   В разных городах Российской Федерации отрабатываются организационные подходы в разрешении данной проблемы - от практики заключения индивидуальных договоров с каждым владельцем жилого дома, до создания коллективных систем сбора ТБО, но универсального метода пока не найдено.
  На муниципальном уровне наиболее эффективными направлениями по пресечению образования несанкционированных свалок являются:
- ежемесячное патрулирование совместно с полицией зон индивидуальной жилой застройки и территорий общего пользования, земельных участков, прилегающих к дачным товариществам, гаражным массивам, временным сооружениям, рынкам и торговым павильонам;
- обследование земельных участков по жалобам жителей;
- установка ограждений и ограничение проездов с обвалованием незастроенных и незанятых земельных участков;
- пропаганда требований по соблюдению порядка вывоза отходов, привлечение виновных к уборке за счет собственных средств;
- разъяснительная работа среди населения с использованием памяток, уведомлений, бесед, информирования через СМИ, проведение акций и субботников, тиражирование положительных примеров, неотвратимость наказания за совершенные проступки.
   В 2013 году районными административными комиссиями за нарушение Порядка вывоза отходов к административной ответственности привлечено 4468 физических и юридических лиц. На основании Закона Красноярского края "Об административных правонарушениях наложено штрафов на сумму 2569,5 тыс. руб.
  В порядке содействия муниципальным образованиям в рамках целевой программы «Обращение с отходами на территории Красноярского края на 2012 – 2014 годы» городу Красноярску из краевого бюджета выделено 1,5 млн. рублей на приобретение видеооборудования. По итогам 2013 года при использовании систем видеонаблюдения выявлено 176 фактов захламления земель в Свердловском (49), Центральном (80) и Октябрьском (47) районах города, но привлечь к ответственности оказалось возможным только в 100 случаях. Очевидным является то, что на территориях, где производится видеонаблюдение, существенно снизилось образование свалок. К сожалению, текущее содержание видеосистем обходятся дороже, чем стоимость самого оборудования.
2. Необходимость постоянной борьбы с несанкционированными свалками из-за несовершенства исполнения предыдущего направления, низкий уровень социальной культуры и соблюдения требований законодательства многочисленными бизнес структурами и субъектами хозяйственной деятельности.
     Справка.
  В 2013 году в г. Красноярске ликвидировано 250 несанкционированных свалок с объемом от 5 до 42 тыс. куб. м. Общий объем вывезенных с них отходов составил 93 тыс. куб. м. В текущем году запланировано ликвидировать 206 свалок. Для финансирования указанных работ ежегодно из бюджета города выделяется порядка 20 млн. руб., однако возникновение мелких свалок продолжает иметь место.
   Во избежание захламления частного сектора для вывоза ТБО продолжают выделяться бюджетные средства. В 2014-2016 годах на указанные цели предполагается направлять порядка 11 млн. руб. ежегодно.
3. Успешному продвижению управленческих решений и развитию инфраструктуры по обращению с отходами мешает узость правового обеспечения в сфере обращения с отходами на государственном уровне, отсутствие обязанности и нормативов по утилизации и переработке отходов, приемлемых мер по стимулированию бизнеса.
   В этой связи правовая база на местном уровне по большому счету рассматривается как условие для установления единых требований и информационного обеспечения. Муниципальное регулирование, осуществляемое в пределах предоставленных полномочий, не может выходить за рамки федерального законодательства и становится логическим продолжение государственного нормотворчества с учетом местных условий и особенностей.
     Справка.
   В соответствии с определением Верховного суда РФ от 23.10.2013     № 53-АПГ 13-9, основанном на системном анализе действующих федеральных норм и запретов, ряд статей Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 «Об административных правонарушениях», включая    ст. 4.3 «Нарушение порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов», признаны противоречащими законодательству.
   Это в значительной степени усложнило работу районных административных комиссий по привлечению к ответственности лиц, виновных в захламлении территорий общего пользования и устройстве несанкционированных свалок и за нарушение порядка обращения с отходами, устанавливаемого органами местного самоуправления. В настоящее время ориентир взят на местные Правила по благоустройству и содержания территорий. При этом установление запрета на пожоги отходов и несанкционированное размещение отходов в Правилах представляется противоречащим федеральному законодательству и данные виды нарушений должны фиксироваться и пресекаться государственными контрольно-надзорными органами.
  Таким образом, перспектива совершенствования муниципального управления отходами состоит в зависимости от государственной политики, четкой установки требований и понятий, разграничения полномочий, создания основы для эффективного взаимодействия с бизнесом.
  Город заинтересован в продлении сроков эксплуатации существующих объектов размещения отходов, а также в развитии всех типов инфраструктуры в данной области и готов к сотрудничеству.
     Справка:
- информационный экологический ресурс администрации города размещается на официальном сайте в разделе «Экология»;
- по состоянию на 01.01.2014 в сфере охраны окружающей среды при обращении с отходами на территории города действуют следующие муниципальные правовые акты:
- постановление Главы города Красноярска от 25.05.2006 № 444 «О порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых, промышленных и прочих отходов в г. Красноярске»;
- постановление администрации города от 30.04.2004 № 200 «Об обеспечении чистоты и порядка на территориях общего пользования»;
- постановление администрации города от 04.07.2006 № 607 «Об утверждении положения о порядке организации и оплаты вывоза бытовых отходов от индивидуальных жилых домов»;
- постановление администрации г. Красноярска от 27.04.2012 № 178 «Об утверждении Правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории города Красноярска, для личных и бытовых нужд»;
- постановление администрации города от 06.06.2008 № 311 «Об утверждении Порядка организации мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории города Красноярска»;
- постановление администрации г. Красноярска от 14.11.2005 N 572 "Об утверждении Положения о порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных на территории г. Красноярска» (в части определения управляющей компанией порядка и условий вывоза строительного мусора от перепланировки жилых помещений по согласованию с заявителем);
- распоряжение администрации города от 17.09.2012 № 36-соц «Об организации раздельного накопления отходов в муниципальных учреждениях социальной сферы города Красноярска»;
- распоряжение администрации города от 11.05.2010 № 53-р «О совершенствовании работы по сбору и вывозу отходов в г. Красноярске».
- распоряжение администрации города от 24.09.2013 № 186-ж «Об определении и подготовке мест размещения площадок временного складирования снега, убираемого с территорий общего пользования в городе Красноярске, на зимние периоды 2013-2016 годов в районах города Красноярска»;
- распоряжение администрации города от 05.08.2013 № 84-гх «Об утверждении Порядка работы в городе Красноярске по обеспечению уборки территорий, содержанию объектов благоустройства и улично-дорожной сети в летний период при неблагоприятных метеорологических условиях»;
- распоряжение администрации города от 10.02.2014 № 41-р «Об организации раздельного накопления отходов в администрации города Красноярска, муниципальных предприятиях и учреждениях» (по сбору макулатуры).
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013    № В-378 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Красноярска» установлены единые требования по содержанию объектов благоустройства, инженерной инфраструктуры и зеленых насаждений.
 
 
 
О работе администрации города Красноярска
по утилизации отходов
(обзор по состоянию на 01.05.2014)
 
   Постановлением Главы города от 25.05.2006 № 444 «О порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых, промышленных и прочих отходов в городе Красноярске» существующая система организации работы с отходами ориентирована на сокращение количества отходов, а также внедрение инновационных технологий по переработке вторичного сырья в интересах создания условий для продления емкости действующих полигонов. 
  В целях поддержки указанной деятельности создан муниципальный экологический ресурс, размещаемый на официальном сайте администрации города. 
  На сегодняшний день в городе работает порядка 30 коммерческих структур и организаций, имеющих опыт сбора, утилизации и переработки вторичных материальных ресурсов с получением готовой продукции и вторичного сырья.
   По данным предпринимателей, осуществляющих сбор и переработку вторичных материальных ресурсов из отходов, в 2013 году в г. Красноярске собрано порядка 100 тыс. тонн утильных компонентов. Для приема вторсырья в районах города открыто 56 приемных пунктов, на которых собрано 17000 тонн утильной продукции (макулатура, стекло, ПЭТ, отходы из полимеров, алюминиевые и консервные банки). Приемными пунктами пользуются предприятия, организации и в основной массе жители города.
   Прием отработанных шин на переработку осуществляется бесплатно на двух предприятиях (ООО «УЮТ», ООО «Рост Капитал»). Для продвижения  технологии утилизации шин осуществляется взаимодействие с администрациями районов города, природоохранной прокуратурой и департаментом транспорта. 
   В дополнение к муниципальному информационному ресурсу на официальном сайте администрации города в разделе «Экология» открыта рубрика «Природоохранная прокуратура разъясняет».
   В связи с запуском в эксплуатацию мусоросортировочного завода ООО «Чистый город» администрацией города принято решение о подключении к работе по отбору вторсырья муниципальных предприятий социальной сферы (распоряжение от 17.09.2012 № 36-соц «Об организации раздельного накопления отходов в муниципальных учреждениях социальной сферы города Красноярска»). 
   В качестве базовых муниципальных объектов определены учреждения отраслей культуры, здравоохранения, образования, социальной защиты, спорта. В 2012 году на предоставленные из краевого бюджета целевые субсидии (5,387 млн. руб.) администрацией города изготовлены мусорные контейнера, которые распределены по точкам отбора вторичных материальных ресурсов. Вывоз вторсырья с сортировкой в централизованных условиях  обеспечивается ООО «Чистый город» на бесплатной основе. Ежемесячный объем вывозимого  вторсырья составляет порядка 20 тонн. 
   Указанные взаимоотношения выгодны для обеих сторон. Метод поставки вторсырья в «чистом» виде на мусоросортировочные комплексы не отягощается проблемой устранения «хвостов» сортировки. У муниципальных предприятий, участвующих в эксперименте, за счет уменьшения количества отходов, подлежащих захоронению, оптимизируются расходы. 
  С мая по декабрь 2013 года (в год охраны окружающей среды) департаментом городского хозяйства администрации города проведен эксперимент по офисному сбору макулатуры. Учитывая, что основным утильным компонентом в органах муниципального управления является макулатура, создавать систему селективного сбора по стеклу или полимерам нецелесообразно. На основании приказа руководителя департамента заключен договор на поэтажную установку контейнеров с вывозом транспортных партий макулатуры. К концу года собрано около 5 тонн макулатуры. 
   В текущем году Главой города Э.Ш. Акбулатовым подписано распоряжение от 10.02.2014 № 41-р, согласно которому органам администрации города, муниципальным предприятий и учреждениям, не занятым в отборе утильных компонентов, предписано организовать работу по сбору макулатуры, тем самым уменьшить количество отходов, вывозимых на полигоны.
   Данное направление отвечает требованиям государственной и муниципальной политики в  сфере обращения с отходами и наглядно доказывает, что такая работа может проводиться без затрат самих предприятий в контакте с заготовителями вторсырья.
   В настоящее время отбор макулатуры обеспечивается в органах администрации города и на подведомственных муниципальных предприятиях.
   В муниципальных предприятиях департамента городского хозяйства, которых насчитывается 14, сбор макулатуры налажен в 100%. В самом департаменте с января по май 2014 года сдано около 1 тонны макулатуры.
 

Дата публикации (изменения): 06.07.2018 (06.07.2018)
Просмотров за год (всего): 77 (77)